пятница, 24 августа 2018 г.

КАК БЫЛИ ОБМАНУТЫ АДАМ И ЕВА?

Творец по великой любви заповедал Адаму:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт. 2:16-17)

есть - букв.: "есть ешьте", иврит: ахоль тохель.

Как важно было обратить внимание на все, что сказал Бог благословенный! И тогда хитрость змея не сработала бы!     

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1)
 
«хитрее Иврит: арум. Это слово имеет два значения: "обнаженный" и "хитрый", "интриган". Кажущаяся простота всегда была наиболее опасным оружием хитрости.

хотя и сказал Всесильный (правда ли, что Всесильный сказал?) Это выражение означает удивление и сомнение. Цель этого вопроса зародить сомнение в том, что Всесильный один управляет миром.» [1]

«ПРАВДА ЛИ, ЧТО Б-Г СКАЗАЛ... Сам тон, в котором змей начинает излагать свои аргументы, доказывает, что этот спор — столкновение между человеком и животным. Человек уже привел запрет Б-га как основание для отказа есть плод. Теперь животное возражает: “Даже если Б-г сказал так, разве это значит, что ты должен подчиняться ? Разве и в тебе самом не звучит голос Б-га? Если бы для тебя действительно было “злом” отведать плод этого дерева, зачем тогда Б-г сделал его столь привлекательным и возбуждающим желание? Разве не ясно, что тем самым Он хочет показать тебе, что ты и этот плод просто созданы друг для друга?.. Неужели Б-г стал бы создавать подобный соблазн и заставлять тебя так сильно его вожделеть только для того, чтобы запретить тебе его?”

Так говорил змей, и так по сию пору, когда прямой запрет Б-га не позволяет получить физическое наслаждение, говорит нам наша животная логика — то прямо, то прибегая к тончайшим софистическим ухищрениям. Как лгал тогда змей, так лжет нам сегодня животное внутри нас. Тем немногим, что запрещено, оно стремится затмить все разрешенное; оно представляет нравственный закон Б-га врагом всех физических радостей.» [2]

«… (диавол) вступает чрез него в разговор с женою и говорит: “Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю”? Смотрите, какая здесь чрезвычайно тонкая хитрость! То, чего Бог не говорил, диавол предлагает в виде совета и вопроса, как будто заботясь о них, потому что такое расположение выказывают эти слова: “Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю”? Как бы так говорил лукавый тот демон: для чего (Бог) лишил вас такого наслаждения?»

«… жена могла тотчас узнать хитрость диавола, уклониться от беседы с ним, как говорящим пустое, и не довести себя до такого унижения; но она не захотела (этого). Ей следовало бы даже и не вступать в беседу с ним, а беседовать только с тем, для кого она сотворена, кому равна была по достоинству и создана помощницею. Когда же она, не знаю как увлекшись, вступила уже в разговор с змием и чрез него, как через орудие, приняла гибельные слова диавола, и тогда, поняв несообразность слов его, и видя, что иное заповедал Создатель, а другое, противное словам Творца, говорил диавол, тотчас должна была отвратить слух, бежать от беседы с ним, и презреть дерзнувшего изощрять свой язык против данной им заповеди. Но по крайней невнимательности она не только не уклонилась, но и вполне открыла ему заповедь Божию, повергла бисер перед свиньею, и исполнилось слово Христово: “Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас” (Мф.7:6). Это и было теперь: (жена) повергла божественный бисер пред свиньею, пред этим злым зверем, или демоном, действовавшим чрез него, и он не только попрал его и воспротивился сказанному (от Бога), но, обратившись, увлек в бездну преслушания не только жену, но вместе с нею и первозданного. Так опасно открывать, без рассуждения, как пришлось, божественные тайны!» [3]

«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.» (Быт. 3:2-3)

ешьте - иврит: нохель

Мы видим, что Хава (Ева) не точно передает слова Всевышнего. Бог сказал два раза, ЧТО нужно есть ("есть ешьте" - "ахоль тохель"), а Хава упускает это очень важное повторение и говорит одно слово "ешьте" (нохель). Но вот относительно запрета, она его ужесточает: Бог сказал: "не ешь", а Хава говорит: "не ешьте и не прикасайтесь", т.е. ужесточает запрет, как-бы сжимает пружину. При этом она говорит: "сказал Бог" (амар Элоhим), а не "заповедал Господь Бог" (вайецав hашем Элоhим).

"... говорится в Мидраше Берешит Раба :      Сказано: "Не прибавляй к словам Его, а то Он накажет тебя, и ты окажешься лжецом" ( Мишлей , 30:6). Так сказал Всевышний: "ИБО В ДЕНЬ, КОГДА СТАНЕШЬ ЕСТЬ ОТ НЕГО..." Но она сказала не так, а вот как: "И НЕ КАСАЙТЕСЬ ЕГО". [4]

«Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.» (Втор. 12:32)

«Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.» (Прит. 30:6)

- - -
 
«И сказал змей жене: нет, не умрете,» (Быт. 3:4)
 
«но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» (Быт. 3:5)
 
Змей пообещал быть, как Бог, творцами мира. Сильное обольщение.

«но знает Бог…» Видя, что Ева ничего не возражает ему на новую, очевидную ложь (отрицание смерти), диавол употребляет грубую клевету на Бога, рисуя Его завистливым и хитрым тираном первых людей, грубо эксплуатирующим их наивную доверчивость, служащую основанием Его господства над ними.

«откроются глаза ваши…» Отверзение очей — обычный библейский образ, служащий обозначением раскрытия способности умственного понимания и нравственной чуткости (Быт 21:194 Цар 6:17–20Деян 26:18).

«вы будете, как боги…» В еврейском тексте последнее слово выражено термином — Элогим (Elohim), которое служит одним из употребительных названий Бога. Но так как, по филологическому своему составу, это множественная форма и значит собственно «силы», «власти», «начальство», то LXX и перевели ее дословно, т. е. множественным числом «боги». Однако правильнее было бы удержать обычное библейское употребление, т. е. перевести словом «Бог»; ибо, во-первых, первые люди еще не знали других богов, кроме единого истинного Бога, а во-вторых, только при таком переводе и выдерживается то противоположение между Богом и людьми, которое дано в тексте (знал «Бог», что вы будете, как боги). Намек на это дерзновенное стремление сравняться с Богом в познании дают нам и некоторые другие места Священного Писания (Ис 14:13–14)» [5]

«“Нет, – говорит, – не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло” (Быт.3:4,5). Вот, вся приманка! Наполнив чашу гибельным ядом, (диавол) подал ее жене, а та, не обратив внимание на смертоносное действие (если бы захотела, она могла бы узнать это с самого начала), но, услышав от того, будто Бог потому запретил вкушать (от древа), “что … откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло”, увлекшись надеждою на равенство с Богом, возмечтала наконец о себе много. Таковы-то ухищрения врага: он возводит лестью на большую высоту, низвергает затем в глубокую бездну.» [3]

Тактика противника:
1)     Зародить сомнение в вере, исказить слова Бога;
2)     Сильно обольстить – пообещать много.
 
ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ОБОЛЬЩЕНИЙ И ПОМЫШЛЕНИЙ ПЛОТСКИХ! Сначала сатан возводит на высоту, а затем низвергает в глубокую бездну.
 
ИСКУШЕНИЯ НА ТРЕХ УРОВНЯХ: ПЛОТЬ, ДУША И ДУХ
 
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…» (Быт. 3, 6)
 
Она увидела три вещи: во-первых, что дерево «хорошо для пищи»,— здесь соблазн на уровне плоти; во-вторых, что оно «приятно для глаз»,— это уже соблазн на уровне души, соблазн эмоциональный, сообщаемый через красоту, привлекательность; в-третьих, что дерево «вожделенно, потому что дает знание»: здесь — интеллектуальный соблазн, совращение на духовном уровне. Итак, искушение происходит на всех трех уровнях. Если мы вспомним, как соблазнял злой дух Иисуса Христа в пустыне, то увидим, что Иисус перенес сходные три искушения (Лук. 4, 1–13): на уровне плоти — голодом («вели этому камню сделаться хлебом»); на уровне души — великолепием и гордостью («тебе дам власть над… царствами и славу их»); и на уровне духа — познанием скрытых тайн, якобы обеспечивающих человеку помощь ангелов («бросься отсюда вниз»).» [6]
 
Источники
 
2. Комментарий Ш.-Р. Гирша (http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda01_2.htm)
5. Толковая Библия Лопухина (http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm).
6. Д.В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет (http://shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=7)