четверг, 14 мая 2020 г.

ТАЙНЫ ИВРИТА. ДАЛЕТ И ДВЕРЬ СПАСЕНИЯ

Четвертая буква иврита - Далет. Число 4 намекает на четыре стороны света. Бог хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины!

Эта буква похожа на открытую дверь. И происходит Далет от слова "делет" - дверь.

Иоан. 10:7
Итак, опять Йешуа (Иисус) сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

Иоан. 10:9
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

С буквы Далет начинается слово "даль" - нищий.

Матф. 5:3
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Пс. 40:2
Блажен, кто помышляет о нищем (иврит: даль)! В день бедствия избавит его Господь.

О связи третьей и четвертой буквы - Гимел и Далет

Талмуд говорит: «В чем смысл того, что ножка гимел обращена в сторону далет? А в том, что гомель хасадим – «человек, делающий добрые дела» – должен бежать вслед за обездоленным (на иврите «обездоленный», «нищий» – даль, это слово состоит из двух букв, входящих в название буквы далет). Далет – раскрытая дверь – открывается перед нищим, пришедшим за помощью. Однокоренное с глаголом лигмоль – «проявлять милосердие», «творить добро» – название буквы гимел и содержащееся в названии буквы далет слово даль намекают на заповедь о добрых делах и милосердии... (Д. Палант. Тайны еврейского алфавита http://www.judaicaru.org/tora/letters_1.html)

ТАЙНЫ ИВРИТА: КУДА "БЕЖИТ" ГИМЕЛ?

Третья буква иврита - это буква Гимел. Слово "гвура" - сила, могущество - начинается с этой буквы. С буквы Гимел начинается слово "гешер" - мост - символ единства.

Пишет Д. Палант в "Тайнах еврейского алфавита":

Гимел – третья буква еврейского алфавита, и ее числовое значение – 3. Гимел – одна из вершин символического треугольника, образованного первыми буквами алефбет. Выше было сказано, что алеф символизирует единство Всевышнего, бет – намек на множественность Его проявлений в мире. Гимел, первая буква в слове гешер – «мост», – символ соединения, связи между противоположностями.

<...> Кроме того, необходимость синтеза диктует нормы поведения, объединяющие, словно мост над пропастью, два полярных подхода к восприятию мира: духовный, намек на который содержится в букве алеф, и материалистический, на который намекает бет. Еврей должен идти по жизни путем Торы, называемой «Торой жизни», еще и потому, что она указывает путь гармонии и синтеза в мире противоречий между духом и материей. Этот путь совершенства и гармонии определяют однокоренным с гимел словом гмила, обычно переводимым как «созревание», «достижение зрелости, самостоятельности». (Кстати, верблюд называется на иврите гамаль, и это не случайно, ведь он долгое время может существовать без воды и пищи.) Именно на этом пути можно достичь уровня подлинного милосердия по отношению к другому человеку. Как сказано в притче: «Если ты встретишь на дороге голодного нищего, не протягивай ему кусок рыбы, дай ему удочку» (http://www.judaicaru.org/tora/letters_1.html)

Если посмотреть внимательно на написание буквы Гимел, она с "ножками". Гимел - это "бегущая" буква. 

Один цадик спрашивает бегущего:

- Куда ты бежишь?

- За счастьем, - отвечает он.

- А где оно, счастье? Впереди? Или позади? А, может, счастье рядом?

Иона хотел бежать от Бога:

Ион. 1:3
И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.

Что интересно, что четвертая буква иврита - Далет - дверь.

К какой двери нам надо бежать?

Иоан. 10:7
Итак, опять Йешуа (Иисус) сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

Иоан. 10:9
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

1Кор. 9:24
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

1Кор. 9:26
И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух...

Как пишет Ицхак Гинзбург http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/gimel.htm , "наши мудрецы учат, что гимел символизирует богатого, бегущего за бедным, буквой далет, чтобы дать ему пожертвование. Слово гимел происходит от гмуль. На древнееврейском языке это слово означает «воздаяние»: добром или наказанием. В Торе у награды и наказания одна цель – исправление души, чтобы она максимально удостоилась Божественного Света."

Гмилут хасадим - это добрые дела по вере.

Физическое участие. Сюда относится все, что мы делаем своими руками: защитить человека от нападения; навестить больного; помочь ему в спасении своего имущества при пожаре и пр.

Материальная помощь. Одолжить ближнему деньги, дать ему бесплатно вещь на время, если он в ней нуждается. Ценной поддержкой является предоставление учащимся книг по Торе. Еще весомее помощь в жизненных трудностях, — например, дать жилье на время тем, у кого жилья нет, особенно тем, кто учат Тору. В нашем народе всегда почитались люди, помогающие бедным студентам ешив.

Помощь утешением или бескорыстным советом. Добрым делом «высшей категории» считается умение учить Торе других, обращаясь с учениками вежливо, мягко и приветливо, — даже если ученик задает не самый умный вопрос, повторяя его много раз. (https://toldot.ru/gmah.html)


среда, 13 мая 2020 г.

КАК ЕВРЕИ В ХАРЬКОВЕ ЗАНИМАЛИСЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ?

Цдака

Известный историк Пол Джонсон в своей книге "История евреев" пишет: "Со времен Храма основой благотворительности в еврейской общине была куппа - ящик для сбора денег. Маймонид говорил: "Мы никогда не видели и не слышали о такой еврейской общине, где бы не было куппы". При каждой куппе состояли три уважаемых доверенных лица, причем так как, согласно еврейским законам, благотворительность была обязательной, они имели право конфискации у уклоняющихся. Существовали несколько разновидностей благотворительных фондов, у каждого из которых была своя администрация; они специализировались на одежде, на школах для бедных, на приданом для бедных девушек, на пасхальной еде и вине для для бедных, сирот, престарелых и больных, на похоронах бедных, узников и беженцев." (Джонсон П. История евреев. - М.:Вече, 2006, с.167-168).   

Когда Маймонид прибыл в Фустат (ок. 1150-1160 гг.), он увидел, что из 3300 евреев, проживавших там, община кормила 500 человек, а 130 семей существовали на пожертвования. В период 1140-1237 гг. в среднем приходился один нуждающийся на четверых доноров." (там же, с.168).

Давайте вспомним первоапостольскую общину:

Деян. 2:45-46
Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.

О еврейской благотворительности в Харькове в конце 19-го - нач. 20-го гг.

Отличительной чертой еврейской благотворительности в конце 19-го - нач. 20-го вв. была всесторонняя, комплексная забота о людях, включавшая в себя материальную помощь, обеды, образовательные программы, социальную помощь (больницы, санатории и т.д.) и др.  

В нач. 20-го в. в г.  Харькове евреи активно занимались благотворительностью. Существовало Общество пособия бедным евреям г. Харькова, которое имело:
- Отдел по раздаче пособий деньгами и натурой;
- Дешевую столовую и чайную;
- Мужское еврейское училище;
- Женское еврейское училище с ремесленным отделением;
- Бесплатную амбулаторную лечебницу;
- Лазарет для раненых воинов. ("Весь Харьков на 1916 г.", Х., 1916, с.177)

Как видно из "Отчета о деятельности общества пособия бедным евреям города Харькова за 1915 год" (Х., 1916), источниками поступления средств были: членские взносы, пожертвования и др.

Пособия деньгами и натурой включали в себя: пособия месячные, единовременные, на проезд, бесплатные обеды, маца, снабжение топливом (там же, с.22).

В дешевой столовой были как платные, так и бесплатные обеды. Бесплатные обеды выдавались пенсионерам, солдатам и арестованным. Так, в 1915 г. всего было выдано 193 024 обеда, из них платных - 162 533, бесплатных - 25 494 и персоналу - 4997 (там же, с.34).

Еврейская дешевая столовая возникла еще в 1880 г. с целью снабжать бедных дешевой и здоровой пищей (из-за дороговизны продуктов питания). "В голодные годы столовая снабжала дешевыми обедами значительное количество бедного люда; во время холерной эпидемии столовая снабжала даровым чаем всех лиц, которые туда обращались. В столовой постоянно пользуются обедами недостаточные студенты местных высших учебных заведений. Приезжие и местные больные евреи, у которых нет средств, но которые, по роду своей болезни, не состоят стационарами больниц, - получают в столовой даровые обеды. Во время еврейских праздников, в особенности Пасхи, когда для евреев требуется особая пища, в столовой получают обеды все солдаты-евреи местных войск. Капиталов, а равно и недвижимых имуществ, столовая не имеет, за исключением остатка около 3000 руб., который образовался от сбережений по хозяйству и из добровольных пожертвований." (А.Н. Гусев. "Историко-справочный путеводитель: Харьков, его прошлое и настоящее". Х., 1902, стр. 147-148).

ИЗ РАССКАЗА А.И. КУПРИНА "ЖИДОВКА"

"Удивительный, непостижимый еврейский народ! -- думал Кашинцев.-- Что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг, сохранил свою мистическую азбуку, от самого начертания которой веет тысячелетней древностью! Что он перенес в дни своей юности? С кем торговал и заключал союзы, с кем воевал? Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амаликитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное предопределение. Его история вся проникнута трагическим ужасом и вся залита собственной кровью: столетние пленения, насилие, ненависть, рабство, пытки, костры из человеческого мяса, изгнание, бесправие... Как мог он оставаться в живых? Или в самом деле у судьбы народов есть свои, непонятные нам, таинственные цели?.. Почем знать: может быть, какой-нибудь высшей силе было угодно, чтобы евреи, потеряв свою родину, играли роль вечной закваски в огромном мировом брожении? 

Вот стоит эта женщина, на лице которой отражается божественная красота, внушающая священный восторг. Сколько тысячелетий ее народ должен был ни с кем не смешиваться, чтобы сохранить эти изумительные библейские черты. С тем же гладким платком на голове, с теми же глубокими глазами и скорбной складкой около губ рисуют матерь Иисуса Христа. Той же самой безукоризненной чистой прелестью сияли и мрачная Юдифь, и кроткая Руфь, и нежная Лия, и прекрасная Рахиль, и Агарь, и Сарра. Глядя на нее, веришь, чувствуешь и точно видишь, как этот народ идет в своей умопомрачительной генеалогии к Моисею, подымается к Аврааму и выше, еще выше -- прямо до великого, грозного, мстительного библейского Бога! (Александр Иванович Куприн. Жидовка http://az.lib.ru/k/kuprin_a_i/text_1690.shtml)

понедельник, 11 мая 2020 г.

АЛЕФ

ТАЙНА АЛЕФА

Первая буква еврейского алфавита - Алеф намекает на Первого, Бога и Мессию. Близкое по звучанию слово - алуф - главенствующий, первенствующий. БОГ - НАША ГЛАВА!

Первая из десяти заповедей начинается со слова - Анохи - Я, в котором первая буква - Алеф:

Исх. 20:2
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства...

Если мы букву Алеф прочитаем справа налево, получится слово - пеле (чудо). НАШ БОГ - БОГ ЧУДЕС!

ПЕРВАЯ БУКВА ИВРИТА - "МОЛЧАЛИВАЯ" БУКВА

... «алеф» — молчаливая буква, непроизносимая на письме. Всеохватывающее высшее знание не имеет звука. Зато следующие после «алефа» три буквы ведут нас в осязаемый физический мир; «бейт-гимел-далет» образуют вместе слово «бегед», одежда или внешняя оболочка невидимого ядра. Впрочем, «бегед» означает не только одежду, но и предательство. Иначе говоря, одежда может лгать; она скрывает сущность, не дает ей проявиться — такова функция одежды. Молчаливое ядро не лжет, но его внешние оболочки, которые обладают звуком, речью, способны говорить — лживо, предательски. (Кстати, такое же значение и у слова «меиль», верхняя одежда, пальто. От этого корня образуется слово «меила», осквернение святыни, измена святости, вероломство.)
(https://toldot.ru/articles/articles_2174.html)


ЧЕТЫРЕ ЕВАНГЕЛИЯ. МЕССИАНСКИЙ ВЗГЛЯД

МАТФЕЙ, МАРК, ЛУКА И ИОАНН КАК РАВВИН, КНИЖНИК, ЛЕВИТ И СВЯЩЕННИК

воскресенье, 10 мая 2020 г.

ПОБЕДА, ПОБЕДИВШАЯ МИР

1Иоан. 5:4
Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Речь идёт о праведной вере. На иврите вера - эмуна: вера, верность и доверие. Если нет верности - нет и веры. Если нет послушания через исполнение заповедей - нет и веры. Бесы тоже веруют и трепещут.

В стихе 3:

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

На иврите слова "вечность" и "победа" - похожи по звучанию: нецах и ницахон. Наша победа в Боге и Сыне Его!

Лука Крымский

А как же это вера наша победила мир? Она победила, истинно Победила: не наступая, не восставая, не враждуя; победила своей кротостью, своей тихостью, своей любовью, ибо нет силы в мире, которая могла бы сравниться с силой любви, с силой смирения. Любовь и смирение — сила великая, любовь и смирение не воевали, не враждовали и тем не менее победили.

Лопухин А. П.

Исполнение заповедей Божиих человеком встречает для себя препятствия в виде противодействия боговраждебных начал - мира, плоти и диавола (см. 1 Ин. 2:15-16). Но христианин силою благодати, подаваемой через веру в Бога и Господа Иисуса Христа, твердо противодействует соблазнам и искушениям, идущим от мира, и, наконец, побеждает весь боговраждебный мир.

ПАМЯТЬ...

Говорят, евреи не воевали, а прятались в Ташкенте, далеко от фронта. Антисемитский миф! Много евреев участвовали во Второй мировой войне и погибли, среди них два моих деда: Гуревич Зуся Менделевич, рядовой, без вести пропавщий (на фото) и Нагирнер Наум Самойлович, военветврач 3-го ранга.

ЛЮБИЛ ЛИ МЕССИЯ СВОЮ МАТЬ?

Мф. 12:46-50
Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Мессия никогда не отменял заповедь почитать отца и мать.

Матф. 15:4
Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

Апостол Павел пишет в Ефесянам, что это заповедь с обетованием:

Еф. 6:1-4
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Мессия любил Свою мать. На стойке казни Он поручает Своему ученику заботиться о ней:

Иоанн 19:26-27
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Но когда Он учил народ, Он не мог бросить Божье дело! Бог всегда должен быть на первом месте!

суббота, 9 мая 2020 г.

ПОЧЕМУ КНИЖНИК У МАРКА БЫЛ НЕДАЛЕКО ОТ ЦАРСТВА?

КНИЖНИК, КОТОРЫЙ БЫЛ В ТРЕХ ШАГАХ ОТ ЦАРСТВА

Марк 12:28-34
Один из учителей Торы (книжников), слыша их прения и видя, что Йешуа (Иисус) хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Йешуа (Иисус) отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!

Первая заповедь начинается со слова "Шма" (которое включает три в одном: слушать, слышать и слушаться), а только потом "возлюби". Ты никогда не возлюбишь Бога по-настоящему, пока не поймёшь Шма, Исраэль!

Слово "разумение" в тексте Втор. 6:4-5 нет, но, возможно, Мессия здесь поступает, как авторы Таргумов
(переводы Торы на арамейский язык, переводы-комментарии), Он истолковывает слово "душа" и выделяет "разумение".

31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

Мессия соединяет эти две заповеди Торы (Втор. 6:4-5 и Лев. 19:18).

32 Учитель Торы сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

Истина на иврите: эмет. Это слово начинается с первой буквы еврейского алфавита "Алеф", а заканчивается последней буквой "Тав". ИСТИНА - ЭТО ВСЕ ПИСАНИЕ! К НЕМУ НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО ПРИБАВИТЬ, И НИЧЕГО ОТНЯТЬ!

33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Йешуа (Иисус), видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

Учитель Торы называл Мессию Учителем. Он признавал над собой УЧИТЕЛЯ! Но Учитель есть также и СПАСИТЕЛЬ! Потому учитель Торы был недалеко от Царства. Он учил о спасении. Но ему надо было родиться свыше, как Никодиму!

Феофилакт Болгарский писал:

Услышь и Господне слово: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Видишь, что от любви к Богу зависит исполнение заповедей Его, а все заповеди Его сходятся к одному предмету — взаимной любви. И в другом месте (Господь говорит): «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Видишь ли опять, как любовью друг к другу держится и любовь ко Христу и познаются Его истинные ученики и други! Обрати внимание и на то, как Он в ответе законнику исчислил все силы души. В душе есть сила животная; на нее указывает словами: «всей душею», ибо Христос повелевает, чтоб сила раздражения и вожделения совершенно были подчинены любви к Богу. Есть и другая сила души, называемая растительной, а иначе она называется силой питания и возрастания. И эту силу должно предать вполне Богу. Есть, наконец, в душе и сила разумная, которую Закон назвал «мыслию». Итак, все силы души должны быть устремлены к любви.

Толковая Библия Лопухина

Евангелист Марк в этом разделе несколько отличается от Матфея. Так, он говорит, что к Господу приступил один из книжников, вслушавшийся в прения, которые вели между собой враги Христа (У Матфея он назван «законником из фарисеев»). Не говорит евангелист Марк, чтобы у этого вопрошателя были искусительные намерения (как сообщает Матфей). Может быть, в самом деле книжник, хотевший было искусить Христа, скоро отказался от своего намерения, почему евангелист Марк и не счел нужным упоминать о том намерении. Далее, заповедь о любви к Богу Марк предваряет словами известной еврейской молитвы («шма»), представлявшей собой повторение слов Моисея (Втор. 6:4,5). У евангелиста Марка эти слова Моисея являются основанием требования исключительной любви к Богу: Бог есть единственный Господь или Владыка, следовательно, Ему одному должна принадлежать вся любовь израильтянина.

«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель!» (стих 32). Лучше слово «хорошо» относить к глаголу «сказал», потому что в Евангелии Марка нигде обращение «Учитель» не ставится на втором месте.

«Больше всех всесожжений» (стих 33; см. Ос. 6:6; 1Цар. 15:22). Это прибавление было весьма важно для читателей Евангелия Марка, христиан из язычников, смущавшихся тем, что у них не было такого храма и такого торжественного культа, какой до 70 года имели иудеи.

Давид Стерн в Комментарии к Еврейскому Новому Завету пишет:

Какая из всех мицвот самая важная? Хотя буквальное значение слова "мицва" - "заповедь", фактический смысл вопроса: "Каков самый важный основной принцип, на который опирается вся остальная Тора?" Раввины тоже пытались вкратце изложить суть Торы.
Например, мы находим в Талмуде:
"Раби Симлай сказал: 'Шестьсот тринадцать заповедей были даны Моисею - 365 запрещающих, что равно числу дней в году, и 248 наставляющих, что равно количеству человеческих органов. Пришёл Давид и сократил их до одиннадцати [Псалом 14]. Затем Исайя сократил их до шести [Исайя 33:15-16], Михей до трёх [Михей 6:8], и Исайя снова до двух, как сказано: "Сохраняйте суд и делайте правду" [Исайя 56:1]. Затем Амос сократил их до одной: "Ищите меня и будете живы" [Амос 5:4]. Или Аввакум: "Праведный своею верой жив будет" [Аввакум 2:4]'". (Маккот 23б-24а, сокращено)

ЖИВ БУДЕТ ИМЕННО ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ, А НЕ ПРОСТО ВЕРУЮЩИЙ, ИБО И БЕСЫ ВЕРУЮТ И ТРЕПЕЩУТ! ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ - ЭТО И ЕСТЬ ЛЮБОВЬ К БОГУ!

Ещё одна история.

"К основателю другой фарисейской школы, Шамаю, обратился однажды язычник с просьбой принять его в лоно еврейства, но с тем, чтобы тот сообщил ему все содержание еврейской религии, «пока он будет стоять на одной ноге». Шамай, отличавшийся особенным ригоризмом по отношению к религиозным обрядностям, прогнал его. Когда язычник обратился с той же просьбой к Гиллелю, тот ответил ему: «что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — вот весь закон; все остальное — только комментарии. Теперь иди и изучай все остальное." (Вавилонский Талмуд, Шабат 31а) (цит. по: http://ru.wikipedia.org/)

В ЭТОМ ТАКЖЕ ЛЮБОВЬ!

среда, 6 мая 2020 г.

НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ ПЛАТУ НАЕМНИКА!

КОГДА ПЛАТА НАЕМНИКА ВОПИЕТ?

Лев. 19:13
Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.

Втор. 24:14-15
Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих;
15 в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.

Мал. 3:5
И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

Иак. 5:4
Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Тов. 4:14
Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас: и тебе воздастся, если будешь служить Богу. Будь осторожен, сын мой, во всех поступках твоих и будь благоразумен во всем поведении твоем.

Из сайта ,toldot.ru

О грабеже и удержании долга [↑]

Талмуд (Бава Меция 112) говорит: тот, кто, имея деньги, не платит работнику в день окончания работы, нарушает не одну, а сразу шесть заповедей Торы: запрет удерживать долг (Ваикра, гл. 19, ст. 13); запрет на грабеж (там же); запрет задерживать зарплату (Дварим, гл. 24, ст. 14); повеление оплатить законченную работу до утра (Ваикра, гл. 19, ст. 13), требование заплатить в тот же день (Дварим, гл. 24, ст. 15), закон, по которому работодатель обязан оплатить работу до восхода солнца (там же).

Талмуд выдвигает вопрос: какая разница между удержанием долга (зарплаты) и грабежом? И отвечает: каждый день обещать работнику — «приди завтра, и я заплачу» — это удержание долга. Если же он скажет: «деньги у меня есть, но пока я не хочу их отдавать» — это грабеж.

Абайе (великий амора четвертого поколения) дает иное определение: тот, кто скажет работнику — «я никогда тебя не нанимал», удерживает выплату; тот, кто говорит: «я тебе уже заплатил», грабит работника.

Но работодатель не нарушает ни одного из упомянутых законов Торы, если в день выплаты он направил работника в банк. Даже если банк не выдаст ему деньги (скажем, платежи клиентам приостановлены), работодатель ответственности за это не несет. Естественно, Талмуд подчеркивает, что работодатель остается должен работнику — речь идет только о том, что именно эти законы Торы он не нарушает.

вторник, 5 мая 2020 г.

СОЛОМОН О НЕБОЛЬШОЙ ГЛУПОСТИ УВАЖАЕМОГО ЧЕЛОВЕКА

ЧТО ДЕЛАЕТ С УВАЖАЕМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ НЕБОЛЬШАЯ ГЛУПОСТЬ?

Еккл. 10:1
Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью.
אזְב֣וּבֵי מָ֔וֶת יַבְאִ֥ישׁ יַבִּ֖יעַ שֶׁ֣מֶן רוֹקֵ֑חַ יָקָ֛ר מֵֽחָכְמָ֥ה מִכָּב֖וֹד סִכְל֥וּת מְעָֽט:

Новый русский перевод

1 Как мертвые мухи портят и делают зловонными благовония,
так и небольшая глупость перевешивает мудрость и честь

Библейской Лиги ERV

1 Несколько мёртвых мух могут испортить лучшие благовония. Так и маленькая глупость может погубить немало мудрости и чести.

Под редакцией Кулаковых

1 От мертвых мух смердят и портятся благовония, от глупости малой обесценивается мудрость достойных.

(Екклесиаст 10 глава – Сравнение переводов: https://bible.by/parallel/bti/lopuhin-bible/21/10/)

Толковая Библия Лопухина

Не только один грешник может погубить много доброго, но даже один глупый поступок, так сказать, небольшая доза глупости может поколебать и погубить нравственное достоинство человека, его мудрость и честь, подобно мертвой мухе, попавшей в благовонную масть. «Малая закваска все тесто квасит» — говорит Апостол (1 Кор 5:6) [Точный перевод второй половины 1-го стиха должен быть таков: «тяжелее чем мудрость, чем честь, весит малая глупость», т. е. один глупый, бесчестный поступок может запятнать нравственное достоинство человека, превратить в ничто его мудрость и честь.]

воскресенье, 3 мая 2020 г.

ПОЧЕМУ ДОБРОЕ ИМЯ ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БОГАТСТВА?

Притч. 22:1
Доброе имя лучше большого богатства, и благосклонность (благодать, милость, Син.: добрая слава) лучше серебра и золота.

БОЛЬШИЕ БОГАТСТВА ПРИНОСЯТ БОЛЬШИЕ БЕСПОКОЙСТВА, А ДОБРОЕ ИМЯ - БОЛЬШИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ!

Быт. 17:5
и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраhам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

Быт. 32:28
И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Исраэль (Израиль), ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

Мидраш Танхума
... Бецалель (Веселиил) имел честь строить скинию, потому что он заслужил доброе имя, как написано: доброе имя лучше большого богатства, и благосклонность лучше серебра и золота (Прит. 22: 1). Откуда мы это знаем? Из имени, которым Он называл его... Господь назвал его по имени Бецалель. Имя Бецалель можно прочесть как: бе-цель Эль - «в тени Бога».



суббота, 2 мая 2020 г.

СВЯТОЙ И СВЯТОША

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО "СВЯТОЙ"?

Слово "святой" (кадош) означает "отделенный", а не "лучший", как и еврей (иври) - "перешедший на другую сторону", "отделенный".

Святой - не идеальный, как определяют его Толковые словари:

СВЯТОЙ - 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. (Толковый словарь Ожегова)

СВЯТОЙ - духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный...(Толковый словарь Даля)

СВЯТОША - лицемер, притворяющийся набожным, праведным человеком; ханжа. (Толковый словарь Кузнецова) (Там же)

ВАЖНО БЫТЬ СВЯТЫМ, А НЕ СВЯТОШЕЙ! БЫТЬ ОТДЕЛЕННЫМ ОТ МИРСКОГО, А НЕ ДЕЛАТЬ ПОКАЗУХУ!

1Петр. 2:9
Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет...

Святость - это процесс. «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят].» (Лев. 20:7)

Два аспекта святости: кадош - отделенный и кавод - почитание. Мы должны быть отделенными от мирского и жаждать, искать Бога в молитве, в Слове и везде. Вся земля полна славы, святости Его!

Кавод - это еще и вес, тяжесть. Мы должны так почитать Бога, чтобы наше стремление, наша жажда к Нему перевешивала все другие нужды. Бог должен быть на первом месте!

Святость - это шалом после войны духа и плоти, когда победа духа (евр.). Мы должны быть водимы Святым Духом сегодня и всегда!

"Всевышний избрал народ Израиля и дал ему законы, соблюдение которых должно привнести святость в каждое мгновение жизни. Перед исполнением заповеди каждый еврей, соблюдающий закон, произносит благословение, которое начинается словами: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший...". Т. е. сама по себе заповедь воспринимается как нечто, что придает человеку святость." (Сончино http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc07_2.htm)

«Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас.» (Лев. 20:8)

Таким образом, путь к святости – через освящение. А освящение – через исполнение заповедей. Первая и наибольшая заповедь: «Йешуа (Иисус) сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;» (Мф. 22:37-38)

пятница, 1 мая 2020 г.

"ГДЕ НЕТ ВОЛОВ, ТАМ ЯСЛИ ПУСТЫ..."

Притч. 14:4
Где нет волов, там ясли пусты; и много прибыли от силы волов.

ד  בְּאֵין אֲלָפִים, אֵבוּס בָּר;    וְרָב-תְּבוּאוֹת, בְּכֹחַ שׁוֹר

Что символизирует собой вол или бык? Силу, мощь. В духовном смысле: где нет силы, мощи, царствует пустота! И много прибыли в духовном смысле от силы быков!

Стих 4 идёт после стиха 3:

В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Потому мудрые - это быки.

В первой части стиха слово "быки" на иврите: алафим. А однокоренное слово - Алеф. Это первая буква иврита, намекающая на Первого. Без Него мы не можем делать ничего!

В Торе сказано о первенцах из скота:

Лев. 27:26
Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, – Господни они.

Раши

Без волов ясли пусты... в доме нет даже соломы.  

Евр. בר, чистый и пустой. Это означает, что без учителей Торы нет правильного наставления.

Without oxen the manger is empty: Without oxen, the manger is empty, for not even straw is found in the house. 

empty: Heb. בר, clean and empty. This means that without Torah scholars, there is no proper instruction.

vaikra.com

Где нет алаф-быков, (там) ясли (место для выкармливания) чисты; и много прибытка от силы вола.

Быки раньше были символами материального мира. Быков использовали для того, чтобы обрабатывать землю и перевозить грузы. Такие быки назывались «алаф-бык» - обученные быки. И были быки (волы) для еды. Их откармливали, чтобы съесть. В этом отрывке есть намек на то, что человек может своего «быка» (тело) обучать и управлять им. И направить все свои материальные силы на Служение Богу и на свой Духовный Рост. Такой человек, пройдя жизненный путь в этом мире - выходит в грядущий мир наполненным Заповедями.

Есть второй вариант - гнаться за удовольствиями этого мира. Откармливать своего быка (тело). В этом случае быка просто съедают.

Говорит нам Царь Соломон, что много (духовной) пользы можно извлечь из силы быка (из тела).  В народную мудрость этот отрывок перешел в виде поговорки: Есть люди, которые живут, чтобы есть. И есть люди, которые едят, чтобы жить (https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=1367905576730357&id=122536658268476)

Шем олам

... наши мудрецы и в трактате Авода зара (5б): «Учили мудрецы школы Элияу: пусть человек всегда принимает на себя ношу Торы так же, как принимает бык ярмо свое и как осел — свой груз».

Почему сравнивают именно с быком и ослом? Сила быка сотворена для пахоты, чтобы вспаханная и засеянная земля могла произвести свои плоды, как сказано: «Сила быка дает большой урожай» (Мишлей, 14:4) (https://toldot.ru/articles/articles_29843.html).

Комментарий МакДональда

Хлев, в котором нет волов, может быть чистым и аккуратным, но разве не лучше иметь дело с пылью и грязью, зная, что труд волов принесет обильный урожай? Плоды труда с избытком компенсируют его менее приятные аспекты.

Эта притча не ставит своей целью поощрять дома или церкви, которые выглядят как последствия природных бедствий. Тем не менее, она противостоит такой страсти к порядку и чистоте, которая препятствует прогрессу и продуктивности (Притчи 14 глава – Библия: https://bible.by/mcdonald/20/14/).

ЧТО ТАКОЕ БОЖЬИ ПОЦЕЛУИ?

ПОЦЕЛУИ ВСЕВЫШНЕГО


«Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.» (Песн. 1:1)

«О, пусть Он целует меня поцелуями уст Своих! Ибо ласки Твои лучше вина!»

Есть две ступени служения Всевышнему. Бывает, что человек любит Творца Благословенного потому, что Он любит нас, благосклонно принимает нашу службу и даёт нам достойную награду. В ответ на эту любовь и эту награду человек любит Б-га. Но есть более высокая ступень, когда человека совершенно не интересует, получит ли он какое-либо вознаграждение. Даже если никакой платы от Б-га он не увидит, всё равно будет любить Его, и служба Ему будет желанна и красива, и приятна благодаря той любви, которой Он любит нас. Поэтому «О, пусть Он целует меня поцелуями уст Своих!» - только Его поцелуи и Его любовь - это причина нашей любви к Нему. «Ибо ласки Твои лучше вина» - Твоя любовь лучше и дороже, и желаннее любого вина, любых наград и удовольствий. (Леви Ицхак из Бердичева. Шир Аширим http://chassidus.ru/library/kdushat_levi/shir_hashirim.htm)

имя твое - как разлитое миро - еще: имя твое – как елей текучий (иврит: шемен турак шмеха)

«(Так иносказательно) наречено имя Твое, чтоб говорить о Тебе: Ты (словно) елей, переливаемый непрестанно, чтобы Твое благоухание распространялось повсюду. Ведь пока ароматное масло находится в запечатанном сосуде, запах его не ощутим, но стоит открыть его и перелить масло в другой сосуд, запах его распространяется [Санhедрин 108а].» (Раши http://machanaim.org/tanach/q0-shir/indq001.htm)

«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.» (1 Ин. 2:27)

«Даже если человек находится на самой низкой духовной ступени (аспект тьмы и изгнания), Всевышний жалеет его и посылает порой вспышку великого света в его сердце и сознание. И все это ради того, чтобы человек пробудился и устремился за Ним, благословен Он, как сказано: «Влеки меня! За Тобой устремимся» (Шир ѓа-ширим , 1).
 
Но этот проблеск сразу же уходит от человека, поскольку он был послан только для того, чтобы дать ему ощутить приятность этого света, чтобы он устремился за ним. И это и есть – основа призыва, которым всякий раз зовут человека вернуться к Нему, благословен Он[1], подобного озарению, которое испытали евреи при выходе из Египта, за которым последовало испытание ожиданием, пока они наконец удостоились получить свет Синайского Откровения. (раби Натан из Бреслева).»

"Обратите внимание, этот стих говорит: "Влеки меня, мы побежим за тобою!" Мне нравится здесь перемена местоимений. Мне кажется, что я должен молиться так: "Господи, влеки меня! Среди Твоих детей в этом собрании я самый неповоротливый; но влеки меня. Мы хотим бежать за Тобой. Все мои братья и сестры сразу побегут, если Ты повлечешь меня. В небесных делах будь быстрой, душа моя! Медленное продвижение разрешается только в твоей мирской профессии. Но за твоим Господом ты должна бежать!" (Ч. Сперджен http://www.blagovestnik.org/archives/small/s00021-00025.htm)

Побежим за Ним, будем восхищаться и радоваться в Нем, будем превозносить любовь Возлюбленного!

Спасибо, Спаситель, за спасение! Спасибо Тебе за Твои поцелуи, Твои ласки, Твою любовь! Имя Твое, Йешуа, как разлитое миро, как елей текучий непрестанно, чтобы Твое благоухание распространялось по всей вселенной в спасаемых и погибающих! Голос Твой – нежный шепот. Мудрость Твоя, как семицветная радуга - во - первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна - все цвета которой суть одно: чистота и святость! Да будем служить Тебе в святости и правде во все дни жизни нашей, соблюдать заповеди Твои, чтобы иметь нам право на древо жизни и войти в город воротами! Амен.

КИСТЬ КИПЕРА (КОФЕРА) - ИСКУПЛЕНИЕ


«Как кисть кипера (кофера) , возлюбленный мой у меня в виноградниках Эйн-Геди (Енгедских).» (Песн. 1:13)

Где находились виноградники Енгедские? На Западном берегу Мертвого моря находился плодородный оазис. Это место славилось "бальзамовым" деревом и пальмами. (Новая Женевская Учебная Библия)

"Кипер (евр. кофер, греч. kuproV) (ср. IV:13), по-арабски Ал-хенна, — благовонный в Египте, Персии, Аравии, Ост-Индии, в ботанике Lawsonia alba. Цветы кипера напоминают грозди виноградной кисти, имеют бело-желтый цвет и запах, напоминающий запах резеды; любимые цветы восточной женщины. Из высушенных и истолченных лепестков приготовляются употребительнейшие на древнем и новом востоке румяна женщин. Кустарники кипера, вероятно, насаждены были Соломоном в садах Енгедских. Енгадди или Ен Геди (И. Нав XV:62; Иез ХLII:10; 1 Цар ХXIV; Onomast. 401), теперь Айн-Джиди, — город на юго-востоке Палестины, на оазисе близ западного берега Мертвого моря (См. Толков. Библию, т. II, с. 337 и 402)." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)    

""(Эйн-Геди) - название местности, где (это растение) встречается. И в агаде я нашел, что те сады плодоносят четыре или пять раз в году. А в иносказании (название растения "кофер" понимается как "искупление" и указывает) на неоднократное искупление и прощение. Пресвятой не раз прощал им то, как они испытывали Его в пустыне." (Раши http://machanaim.org/tanach/q0-shir/indq001.htm)

четверг, 30 апреля 2020 г.

ТАЙНА ВЕРШИНЫ АМАНЫ В ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ

СПЕШИ С ВЕРШИНЫ АМАНЫ - ОТ НАЧАЛА ВЕРЫ

Песн. 4:8
Со мною с Ливана, невеста! Со мною иди с Ливана! Спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых!

אִתִּי מִלְּבָנוֹן כַּלָּה, אִתִּי מִלְּבָנוֹן תָּבוֹאִי; תָּשׁוּרִי מֵרֹאשׁ אֲמָנָה, מֵרֹאשׁ שְׂנִיר וְחֶרְמוֹן, מִמְּעֹנוֹת אֲרָיוֹת, מֵהַרְרֵי נְמֵרִים.

Со мною с Леванона, невеста! Со мною с Леванона прийдешь! Спеши с вершины Аманы...

СЛОВО "АМАНА" ПО ЗНАЧЕНИЮ - ВЕРА. ВЕРШИНА АМАНЫ - НАЧАЛО ВЕРЫ. УВЕРОВАВ В МЕССИЮ, ВОСХОДИ К НЕМУ ДАЛЬШЕ, СПЕШИ К НЕМУ, ОН ЖДЕТ ТЕБЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ!

Григорий Нисский: Сим указует Слово на тайну рождения свыше.

Также вспомним о начале веры Израиля:

Иер. 2:2
иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.

Раши пишет:
со мной с Леванона, невеста моя -

Когда в изгнание уйдете с этого Леванона (с места Храма), со Мною уйдете, ибо Я уйду в изгнание вместе с вами [Мехилта 29а].

со мной с Леванона придешь -

А когда возвратитесь из изгнания, Я возвращусь вместе с вами, и также во все дни изгнания в твоем притеснении тесно Мне [Йешаяу 63, 9], И потому написано: "со Мной - с Леванона - придешь" - когда уйдете в изгнание с этого Леванона, "со Мной придешь", и не написано: "со Мной в Леванон придешь", (тем самым) говоря: с момента вашего ухода отсюда до вашего прихода сюда Я с вами, куда бы вы ни шли, куда бы ни приходили.

воззри с главы Аманы (или: веры) -

Когда буду собирать твоих (сынов, по свету) рассеянных, обрати взор и присмотрись, каково вознаграждение за содеянное тобою с начальных (проявлений) веры, которую ты питала ко Мне. Это следование за Мной по пустыне, твои переходы и стоянки по слову Моему, и твой приход на главу Сенира и Хермона, которые были логовищами львов - Сихона и Ога.

Другое объяснение "с главы Аманы": на северной границе земли Исраэля находится гора, которая называется "Амана", а на языке Мишны "Турей амнон" [Швуот 10, I], и гора hор, о которой сказано "От моря Великого проведите (границу) к горе hор" [В пустыне 34, 7] Когда изгнанники собираться будут и достигнут того места, оттуда они обратят взоры и увидят предел земли Исраэля, и они возрадуются и возгласят песнь. Поэтому сказано "воззри с главы Аманы".

Меир Левинов: Амана, Сенир и Хермон - горы в окрестности ливанских гор. Иногда предполагают, что речь идет о трех отрогах горы Хермон.

Львы в тех краях водились до самого средневековья. Леопарды встречаются вплоть до наших дней.  (http://www.machanaim.org/tanach/q0-shir/indq004.htm)

среда, 29 апреля 2020 г.

ДАВИД О СВЯТОМ ДУХЕ

ЧТО ДАВИД ПИСАЛ О СВЯТОМ ДУХЕ?

Пс. 50:13
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Пс. 138:7
Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.

Давид духом восходит на небо, ибо небо - престол Божий (Ис. 66:1) А говоря о преисподней (шеоле), он пророчествует о будущем сошествии Мессии в шеол.

Небо - это край высоты, а шеол - это край глубины. Нет такого места, где бы ни было Всевышнего, благословен Он!

Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, –
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Возьму ли крылья зари - буду двигаться с необыкновенной быстротой;

край моря - Средиземное море, находившееся на западе от Израиля. "По представлению и пониманию древних жителей Востока, водами этого моря ограничивался весь древний мир с запада (Толковая Библия Лопухина).

11 Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью";
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.

Даже в глубочайшей бездне отчаяния, надо вспомнить, что "полна вся земля Славы Его" и Он непременно находится рядом с тобой (Брацловский Ребе).

Как замечали древние христианские комментаторы, Давид не говорит: куда бы я ни пошел, Ты везде следуешь за мной, но: куда бы я ни пошел, Ты там: там, говорит, я Тебя уже застаю.

Григорий Богослов: ... силы Божьей невозможно избежать нигде, хотя бы кто возлетел на небо, хотя бы вселился в ад, хотя бы бежал на восток, хотя бы укрылся во внутренностях моря.

И вот дальше Давид переходит к творению человека:

13 Ибо Ты устроил внутренности (почки) мои и соткал меня во чреве матери моей.
Меир Левинов пишет: "Ты сотворил почки мои" – в Писании почки – вместилище чувств и мыслей.

"Отлил [тело] мое в чреве матери" – как отливают скульптуру. Вариант перевода: "Соткал меня в чреве матери моей" – человек соткан из жил и сосудов, как соткана ткань (Ибн-Эзра).

14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

В переводе Меира Левинова: Славлю Тебя за то, что я поразительное творение! Удивительны деяния Твои! Хорошо знает это душа моя!

Рим. 1:20
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Далее в Псалме:

15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.

23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

опасный - ещё: печаль, идол (иврит: оцев)

Давид просил Бога испытать и проверить его, не на опасном ли он пути, нет ли на его пути поклонение какому-нибудь идолу? Но разве Давид был на опасном пути? Вспомним, как начинается этот Псалом:

Начальнику хора. Псалом Давида.
Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
Дивно для меня ведение [Твое], – высоко, не могу постигнуть его!

Только нищий духом мог написать этот Псалом!

вторник, 28 апреля 2020 г.

ПОЧЕМУ ДАВИД НАЗЫВАЕТ СЕБЯ "ОВЦА ПОТЕРЯННАЯ"?

Псалом 118:176
Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

Каждые восемь стихов этого Псалма начинаются последовательно с каждой из 22 букв еврейского алфавита. Таким образом, в этом Псалме 176 стихов. Стих 176 входит в последнюю восьмёрку стихов, начинающуюся с последней буквы иврита - тав. 

Давид в этом же Псалме говорит:

37 Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (иврит: шав - пустота, суета, ложь, неправда, обман); животвори меня на пути Твоем.

Рав Иосиф Соловейчик писал о том, что есть на иврите два слова, обозначающие нарушения - шекер и шав. "Шекер - это обман, утверждение, которое неверно, но которое могло бы быть верным. Шав - это явная ложь, когда клянутся, что чёрное - это белое. Такая ложь выставляет человека на посмешище и развращает личность."

96 Я видел предел всякого совершенства (всякой вещи), но Твоя заповедь безмерно обширна.

В переводе Меира Левинова: "Есть предел всякой вещи, но заповедь Твоя широка бесконечно!"

Давид был царем в Израиле и видел предел всякого земного царства. Но есть то, что выше земного - Слово Всевышнего, благословен Он! Кто дошел до предела совершенства Божьей милости, Божьего терпения, долготерпения, любви?.. В Нем все беспредельно!

97 Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем.

113 Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.

162 Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.

У Меира Левинова: "Радуюсь я слову Твоему, словно нашел клад великий."

Почему Давид, который так любил Бога и Его Слово, называет себя "овцой потерянной"? Он, скорее, послушная овечка, а не потерянная овца! Да, были ситуации в его жизни, когда он духовно падал, но и поднимался тоже!

Овца потерянная - это наша блуждающая душа, которая должна покориться духу! Об этом писал и апостол Павел:

Рим. 7:21-25
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Йешуа Мессией (Иисусом Христом), Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

Только нищий духом может назвать себя "овцой потерянной"! Давид говорит здесь о покаянии. На иврите - тшува - возвращение. ВСЕМ НАМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ НАДО ВЫХОДИТЬ ИЗ ЕГИПТА!

"Заблудился я! Словно овцу потерявшуюся, отыщи раба Своего" – как овца потерявшаяся не знает, куда пойти, так душа моя не знает, где ее истинное место. А потому прошу Тебя, как Пастырь верный, помоги вернуться моей душе на ее истинное место (Радак).

... овча погибшее – вот воззвания истинных рабов Божиих, приятные Богу и привлекающие Его благоволение! (Феофан Затворник)

понедельник, 27 апреля 2020 г.

ТАЙНА ЛЕВИАФАНА

Левиафан (ливьятан) - это гигантское морское чудовище, о котором мы читаем в Священном Писании. Но, как писал Ибн Эзра, в более широком смысле этим именем называют всех больших рыб и морских животных, таких как кит и т.п. (Ибн Эзра на Теилим 74:14).

Иов 40:20-27
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
21 вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
22 будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
23 сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
24 станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
25 будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
26 можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
27 Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.

Пс. 73:14
Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским];

Пс. 103:26
там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

Само название «Ливьятан» также отражает суть и предназначение этого существа. «Ливьятан» от слова «ливуй», что значит «сопровождение» или «свита». Праведники удостоятся навеки приобщиться к Вс-вышнему и вечно сопровождать Его, наслаждаясь полноценным благом!

Также есть понятие «шалаш (сукка — на иврите) из кожи Ливьятана», в котором и будет происходить «трапеза Машиаха» (https://toldot.ru/Leviafan.html)

ТРАПЕЗА МАШИАХА

Сотворение Ливьятана мудрецы относят к пятому дню созидания, в который были созданы все морские обитатели, как сказано (Берешит 1:21): «И сотворил Б-г больших таниним и всякое существо живое ползающее, какими воскишели воды, по виду их, и всякую птицу крылатую по виду ее».

Пишет рав Моше Вейсман в "Мидраш рассказывает":

Наши мудрецы утверждают, что в будущем Ашем приготовит для праведников блюдо из мяса Левиатана.

Что за пищу будут есть праведники в грядущем?

Конечно, наши мудрецы не имеют в виду блюдо из настоящей рыбы. Как не имеют они в виду, что она держит столп земли. Все это не больше, чем аллегория. «Левиатан», «Вино, уготованное с Шести Дней Творения» и Шор Абор — хотя три эти вещи упоминаются мудрецами как будущая пища для праведников в мире грядущем, на самом деле это только символы потаенных понятий Торы, которые будут открыты праведникам Ашемом. Прожившие жизнь в святости насладятся новыми познаниями в Торе и будут смаковать тайны, которые никому не были открыты со времен Шести Дней Творения. Их пищей и питьем будет радость от вновь обретенного понимания и от близости к Шехине (https://toldot.ru/articles/articles_1413.html?fbclid=IwAR2fr8eKJKtQ4AE7K7isAELW4vxiK36DJJSlYmGJamUR6gzLKg0o4oGdu3A)

Маараль из Праги писал:

Возможно, у тебя возникнет такой вопрос. В трактате Бава батра (74б) сказано, что в будущем Б-г устроит для праведников трапезу, накоторой будут подавать мясо левьятана (Левиафана). Из этого, на первый взгляд, следует, что в Будущем мире есть еда и питье! Но это, несомненно, несложный вопрос: ведь в том трактате идет речь о времени до наступления настоящего Будущего мира, но в Будущем мире все будет так, как сказал Рав, то есть, не будет других наслаждений, кроме сияния Шехины . А о трапезе с мясом левьятана Рав не говорил потому, что она еще не означает окончательного совершенства праведников: оно ведь наступит только в Будущем мире, в котором все трапезы будут состоять лишь в наслаждении сиянием Шехины!

Вопрос не возникнет, даже если не воспользоваться этим решением. Ведь, когда Рав сказал, что в Будущем мире нет еды и питья, он имел в виду материальную пищу, а вкушение левьятана не есть еда в материальном смысле, а чисто духовный процесс, — однако здесь не место распространяться об этом. Однако, по-видимому, первое объяснение тоже будет необходимо, поскольку трапеза Будущего мира — на самом деле не мясо левьятана, а сияние Шехины . Хотя возможно сказать, что в Будущем мире праведники будут и вкушать мясо левьятана, как мы разъясняли в своем месте, и наслаждаться сиянием Шехины . Это верно, но разъяснить это подробнее невозможно, так как речь идет о глубочайших тайнах (https://toldot.ru/articles/articles_19653.html)

У Исайи левиафан -  это змей:

Ис. 27:1
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.

воскресенье, 26 апреля 2020 г.

РЫБЫ ПЕТРА

О ЧЕМ ГОВОРЯТ РЫБЫ ПЕТРА?

Иоан. 21:11
Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

Что символизирует число 153? Число 100 - это удвоенное 50. А что символизирует число 50?

1) В Священном Писании йовель, 50-й год - год свободы, лето Господне благоприятное;
2) Также число 50 намекает на Пятидесятницу. Как раз сейчас идёт Сфират А-омер, мы считаем семь полных недель, 50 дней от Песаха к Шавуот.

Число 3 - это число  единства. Нитка, скрученная втрое...

В Еврейском алфавите численному значению 100 соответствует буква куф или коф. Коф на иврите - обезьяна. Обезьяна - символ подражания. В духовном смысле это означает быть подобными Творцу:

1Петр. 1:15
но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.

1Петр. 1:16
Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.

50 - буква нун. На арамейском "нун" - рыба. Пишет Д. Палант в "Тайнах еврейского алфавита":

Интересно, что само слово нун на арамейском языке означает «рыба». Согласно объяснению р. Кука, вода, среда обитания рыб, – материальное воплощение идеи абсолютного единообразия мира, существующего только абстрактно, – мира интеллекта. Рыбы в ней – символ перехода от абстрактного к конкретному, от общего к частному. В иудейской символике рыбы – символ плодовитости.

3 - буква гимел. Слово "гвура" - сила, могущество - начинается с этой буквы. С буквы гимел начинается слово "гешер" - мост - символ единства. Пишет Д. Палант:

Гимел – третья буква еврейского алфавита, и ее числовое значение – 3. Гимел – одна из вершин символического треугольника, образованного первыми буквами алефбет. Выше было сказано, что алеф символизирует единство Всевышнего, бет – намек на множественность Его проявлений в мире. Гимел, первая буква в слове гешер – «мост», – символ соединения, связи между противоположностями. 

<...> Кроме того, необходимость синтеза диктует нормы поведения, объединяющие, словно мост над пропастью, два полярных подхода к восприятию мира: духовный, намек на который содержится в букве алеф, и материалистический, на который намекает бет. Еврей должен идти по жизни путем Торы, называемой «Торой жизни», еще и потому, что она указывает путь гармонии и синтеза в мире противоречий между духом и материей. Этот путь совершенства и гармонии определяют однокоренным с гимел словом гмила, обычно переводимым как «созревание», «достижение зрелости, самостоятельности». (Кстати, верблюд называется на иврите гамаль, и это не случайно, ведь он долгое время может существовать без воды и пищи.) Именно на этом пути можно достичь уровня подлинного милосердия по отношению к другому человеку. Как сказано в притче: «Если ты встретишь на дороге голодного нищего, не протягивай ему кусок рыбы, дай ему удочку» (http://www.judaicaru.org/tora/letters_1.html)

Итак, 100 - коф - обезьяна,
50 - нун - рыба,
3 - гимел, родственное: гамаль - верблюд.

ПОДРАЖАЙТЕ ТВОРЦУ И ВЕРЕ ПРАОТЦОВ И АПОСТОЛОВ, ПРИНОСИТЕ ПЛОДЫ, ДОСТИГАЙТЕ ДУХОВНОЙ ЗРЕЛОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИВАЙТЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БОГОМ, КАК С ПАПОЧКОЙ!

суббота, 25 апреля 2020 г.

ТАЙНА СЛОВА "АШРЕЙ", ИЛИ ЧТО ОБЬЕДИНЯЕТ ПСАЛОМ 1 И ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Псалом 1 и заповеди блаженства начинаются со слова "блажен", "блаженны":

Пс. 1:1
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей...

Матф. 5:3
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блажен - это счастлив, счастливый человек! На иврите это звучит так: ашрей. Это слово начинается с первой буквы иврита - Алеф, которая намекает на Первого! Таким образом, счастливый человек - это тот, у кого Бог на первом месте!

Почему Давид в Псалме начинает с нечестивых, а не с грешников? Потому что все начинается с мыслей - "совет нечестивых".

А кто такие развратители? Это насмешники, они насмехаются над Богом и Его Словом. Дорогой друг! Если у тебя есть такие друзья, подумай, стоит ли дальше сидеть в собрании насмешников?

И ещё одно важное условие для счастья:

Пс.1:2
но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

Недостаточно только не ходить, не стоять и не сидеть, где не надо! Важно стремиться к Слову!

В этом стихе на иврите: Тора - Слово, Учение, закон.

ЕВРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ О НАСМЕШНИКАХ 

"В еврейском: лецим — насмешники, кощунствующие, издевающиеся; они корчемствуют (портят) истину (см.: 2 Кор. 2, 17), осмеивают благочестие, веру, честность и как басни отметают, что говорится о гневе Божием и муках. Они же называются гордыми и сердитыми (см.: Притч. 21, 24; 3, 34); спорщиками, задирами (см.: Притч. 22, 10)..." (Феофан Затворник http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=feotlkpslm)

"Насмешники (лецим) - они выдают чужие секреты, чтобы посмеяться (Ибн Эзра). Бездельники, которые собираются, чтобы посплетничать (Радак). Они красиво говорят (... красивая фраза), чтобы скрыть нечистые замыслы (Мецудат Цион)." (Комментарий З. Фуксона http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_001.htm)

"Рабейну Йона в книге Шаарей Тшува (часть 3, пар. 174-177) перечисляет разновидности лейцанута, и среди них упоминает безделье--занятие пустыми разговорами или пустыми делами. Источник этого утверждения р. Йона не указывает, но возможно, что это мишна в Пиркей Авот (3:3),--''если двое людей сидели и разговаривали и не было между ними слов Торы--это собрание лецим (то есть тех, кто занимается лейцанутом)''. Это утверждение мишны кажется очень странным. Казалось бы, чего общего у безделия с насмешкой? Но
загадка решается просто. Понятие лейцанут обозначает не насмешку, как таковую, а отношение и восприятие вещей, которое ее побуждает. А еще точнее, по выражению р. Йерухама Левовича (один из виднейших мыслителей движения Мусар, преподавал в ешиве Мир в Польше, умер в 1936 году), легкомысленное и безразличное отношение (''и хашивут'' и ''и симат лев'') к тому, будь то человек или идея, что требует серьезного отношения к себе, например жизнь или происходящее в окружающем нас мире. Самый яркий, на мой взгляд,
пример лейцанута, это образ Печорина в лермонтовском ''Герое нашего времени''." (р. Арье Лейб http://toldot.ru/blogs/leib/leib_497.html)

"... лейцанут – насмешка, шутовство. И известное нам выражение мудрецов: «одна насмешка отодвигает 100 доводов».

Суть этого высказывания: понятно, что насмешка не может отодвинуть серьезнейшие доводы в плоскости рацио. Действие насмешки происходит совсем на другом уровне – эмоциональном. Довод – вещь рациональная, а насмешка же, конечно, действует на эмоциональное восприятие." (р. Михаэль Гитик http://mmgitik.com/forum/50-336-1)

«Раввин Хисда (R. Hisda) ... говорил... четыре типа (людей) не появятся перед Шхиной (присутствием Б-га): насмешники, лгуны, лицемеры и клеветники.» (Вавилонский Талмуд, Сангедрин, 103а http://www.come-and-hear.com/sanhedrin/sanhedrin_103.html)    

ЕЩЕ НАСМЕШНИКИ НАСМЕХАЮТСЯ НАД ПРАВЕДНИКАМИ:

Быт. 21:9
И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком]...

4Цар. 2:23
И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!

Матф. 27:29
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

Деян. 17:32
Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.

- - -

Пс. 1:3
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод (у разлива вод) - Такое дерево всегда цветет, всегда приносит плоды. Таким будет и цадик (праведник) - цветущим и плодоносящим.

"Цадик похож на дерево, которое посажено в чистом месте, и крона его простирается в место нечистоты" (рав Моше Альшех)

"Слово "шатуль" можно, конечно, перевести, как дерево, которое посажено, но дело в том, что для "посадки" есть более обычное слово - "натуа" - "посаженный", а слово "шатуль", строго говоря, обозначает дерево, которое было саженцем в одном месте, а потом его оттуда забрали и пересадили в другое место."

"Если человек хочет все время сидеть на одном месте, то о нем сказано: "Плохой тот мельник должен быть, что век свой хочет дома жить". То есть, человек должен ходить и "пересаживать" себя." (Лекции З.Дашевского по Псалмам  http://machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps01-3.htm#v3

"Чтобы достичь глубоких знаний следует пересаживать себя, "сидеть у ног" многих учителей, изучая разные мнения (Раши, Авода Зара 19а)." (Комментарий З.Фуксон http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_001.htm

пятница, 24 апреля 2020 г.

ПОРАЖАТЬ ИЛИ ПАСТИ?

Громит ли пастух баранов?

Пс. 2:6-9
6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника.

Пишет Алекс Бленд (к стиху 9):

«Тероэм бешевет барзель, кихли йоцер тенафцем».  «Ты будешь пасти их железным посохом, будешь разбивать их, как ремесленник разбивает сосуды».  Слово тероэм можно толковать как «пасти» и как разбивать. Во втором случает от корня רעע - рейш, айин, айин. Это очень интересное замечание. Очень странным был бы пастух, который начинал бы громить баранов, как слон в лавке горшечника. Мидраш Теилим рассказывает, как горшечник, по сути, обращается со своими сосудами. ...до обжига горшечник мнёт сосуды, как ему вздумается, формирует разные  формы и может переделать всё до основания, скрутить сосуд в ком глины и снова вернуть его в форму сосуда. Власть, которую получает Машиах — это власть лепить из тех, кого он пасёт, то, что Ему нужно. После обжига,  после суда, сосуд можно только разбить. Невозможно перелепить обожжённый сосуд. Машиах получает власть до обжига. Можно встать под Его власть, и Он перелепит тебя. Это то, что Машиах рассказывает. Он говорит: «У меня есть власть вас изменить, изменить вашу природу». Поэтому Он говорит:

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

«Веата мелахим, hаскилу, hивасру шофтей арец». «И теперь поумнейте, наконец, цари, усовеститесь, примите мораль».  Мы читали в третьем стихе слово «мосротеймо» («наши путы»). Слова «мораль», «этика» (на иврите «мусар») связаны с эти словом. Это воздержание, держание себя в руках. И здесь Машиах использует это же слово, говоря: «Станьте моральными, сдержите себя, научитесь законам, потому что Я буду вас мять, и это — Моя цель. Если сами не научитесь, то будет очень больно» (http://www.alexblend.net/?p=2234)

"ПОЧТИТЕ СЫНА..."

СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ПЕРЕВОДОВ "ПОЧТИТЕ СЫНА"?

Пс. 2:12
12 Почтите Сына...
Это наиболее распространенный перевод, букв.: целуйте Сына.

Ещё переводы: "Стремитесь к чистоте..." (З. Фуксон), "Поставляйте урожай..." (Меир Левинов), "Вооружитесь чистотой..." (Давид Йосифон), вооружитесь Учением, стремитесь к Слову, примите наказание как наставление.

"Стремитесь к чистоте сердца... чтобы с чистым сердцем признать царство Машиаха (Мецудат Давид)." (З.Фуксон. Комментарии к Псалмам  http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_002.htm)

Если объединить все переводы:
ПОЧТИТЕ СЫНА - ВООРУЖИТЕСЬ УЧЕНИЕМ, СТРЕМИТЕСЬ К СЛОВУ, СТРЕМИТЕСЬ К ЧИСТОТЕ, ПРИНОСИТЕ ПЛОДЫ, ПРИМИТЕ НАКАЗАНИЕ КАК НАСТАВЛЕНИЕ!

Пишет Алекс Бленд:

«Нашку» от слова «нашак» — «целовать, прикасаться, вооружаться, льнуть, принимать что-то». «Вар» может означать арамейское «сын», может означать «пшеницу или злак», «чистоту и учение». В древних арамейских переводах это переводится либо как «примите наказание, как наставление», либо как «примите болезненное наказание», либо как «примите учение». В греческом стоит слово «учение, праведность». То есть и Септуагинта, и арамейский переводы переводят это как «праведность, учение».

В средневековой еврейской литературе это часто переводится как «поцелуйте сына», и этот перевод мы имеем в Синодальном переводе. Чтобы кто-то не думал, что злые евреи или злые переводчики затушевали тут правильный перевод, стоит сказать, что на самом деле очень сложно иногда эти тексты переводить. Какое возражение есть против того, чтобы понимать это слово здесь как «сын», так это то, что «бар» — это арамейское слово. В этом же псалме в седьмом стихе мы видим слово «бен» еврейское слово с ясным значением «сын». Почему вдруг  автор решил воспользоваться арамейским словом? Нелогично. Почему это может быть, всё-таки этот перевод может быть  уместным? Потому, что, несмотря на то, что в те времена арамеизмы не были нам известны, они вполне могли быть. Здесь есть обращение к другим народам, и арамеизм — это такой элемент международного языка. И,  что, возможно, самое значимое — здесь следуют слова «нашку вар, пен йеэнаф», («чтобы Он разгневался»). Это «Он» может  относиться к тому, что Господь упомянут в седьмом стихе, то есть Машиах говорит: «Возвратитесь к учениям, чтобы Он, Господь, не разгневался», или может относиться к «почтите Сына, чтобы Он не разгневался». Если мы вместо слова «бар» поставим «бен», получится «нашку бен пен йеэнаф». «Бен пен»  — неблагозвучное сочетание, которое может показаться не очень хорошей игрой слов. Не очень красиво. Поскольку псалом — литературное произведение, то вполне возможно, что автор мог заменить «бен» на «бар». И тогда тут звучит: «Почтите и поцелуйте Сына». Если мы говорим языком царств того времени, то это «целуйте ноги» или «целуйте землю у Его ног». Своеобразный ритуал, который мы видим зачастую на фресках победителей. И в этом случае перевод будет «поцелуйте Сына, чтобы Он не разгневался», или «вооружитесь учением, вооружитесь чистотой, примите чистоту, станьте чистыми, чтобы Всевышний не разгневался». (http://www.alexblend.net/?p=2234)



среда, 22 апреля 2020 г.

МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН

Дан. 5
И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,
23 но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
24 За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание.
25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.

26 Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
27 Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким;
28 Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

Комментарий Иоанна Златоуста

Исчислил, говорит, Бог царство твое и положил конец ему. И то, что оно разделилось и не осталось це­лым, сделано в наказание. Так было и с Соломоном. Не только сын Валтасара не получил царства, но оно еще и раз­делилось. Посмотри, как Бог является правым пред ним; посмотри, как сам он виноват. Бога, в руке Которого, говорит, дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. Не мог ли он тотчас же умертвить тебя? Но он долготерпелив. Кого не устрашило бы такое наказание, и притом столь близкое? Видишь ли, что Бог властен и в том и другом? Чем, скажи мне, ты заслуживаешь проще­ния? Ты сын, не скажу даже — потомок, Навуходоносора, — как же ты не знал всего этого? Определение пишется, как в су­дилище; а Даниил объясняет написанное. Как пришло царю на мысль почтить Даниила? Мне кажется, он желал избежать осуждения присутствовавших может быть, он надеялся получить за это избавление.

понедельник, 20 апреля 2020 г.

СВИДЕТЕЛИ ВОСКРЕСЕНИЯ

СКОЛЬКО БЫЛО СВИДЕТЕЛЕЙ ВОСКРЕСЕНИЯ?

Апостол Павел пишет, что более чем 500 братьев были свидетелями Воскресения! А ведь были ещё и женщины! 

Следовательно, общее число свидетелей Воскресения было намного больше 500!
Все евангелисты пишут о том, что первыми, кто узнал о Воскресении, были женщины: Матфей пишет о двоих, Марк - о троих, Лука - о более четырех, а Иоанн - об одной женщине.

А вот апостол Павел, вообще, не упоминает о женщинах, и пишет, что Мессия явился Петру:

1Кор. 15:3-8
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Мессия (Христос) умер за грехи наши, по Писанию,
и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
и что явился Кифе, потом двенадцати;
потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
потом явился Иакову, также всем Апостолам;
а после всех явился и мне, как некоему извергу.

Так кто же первым узнал о Воскресении? Конечно, апостол Павел знал, что женщины были первыми свидетелями Воскресения. А Петр был первым свидетелем СРЕДИ БРАТЬЕВ.

А то, что евангелисты пишут о разном количестве женщин, вероятно, речь идёт о разном времени происходящих событий.

Нет и не может быть противоречий в Священном Писании!

Почему женщины первыми узнают о воскресении Мессии? У них была большая РЕВНОСТЬ! Одна из самых ревностных - Мирьям из Мигдала.

«Йешуа (Иисус) говорит ей: Мирьям! Она, обратившись, говорит ему: Раввуни! - что значит: Учитель! » (Ин. 20:16) 

Это не уменьшительно-ласкательное обращение - Раввуни (Рабани). Титул "рабан" присваивался только руководителями еврейской академии и Сангедрина, напр .: Гамлиэлю (Гамалиилу). Только Мирьям во всем Новом Завете обращается к Господу не просто как к равви, а как к Великому Учителю!

КОГДА ВОСКРЕС СПАСИТЕЛЬ?

Мк. 16:1-2
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца...

Женщины пришли ко гробу в первый день недели при восходе солнца. И Мессии там не оказалось, Он воскрес! Когда? Священное Писание не указывает нам точное время, но, понятно, что это произошло ранее восхода солнца, т.е. в темное время суток. СВЕТ ВОССИЯЛ ИЗ ТЬМЫ!

КАК ВОСКРЕСШИЙ МЕССИЯ ОТКРЫВАЛСЯ ДВОИМ ПО ПУТИ В ЭММАУС?

1) Вначале, когда глаза двоих, шедших в Эммаус, были удержаны (Лк. 24:16), они знали о Мессии, как о пророке;

2) Когда Спаситель возлежал с ними, благословил и преломил хлеб, открылись у них глаза (стих 31), и они поняли, что Он – Господь. Вечером они снова пошли в Иерусалим (за день – больше 20 км!) и начали ревностно говорить о воскресшем Мессии! У них горело сердце! Горит ли у нас сердце говорить о Боге?

3) Когда они свидетельствовали апостолам и другим, Он "отверз им ум к уразумению Писаний" (стих 45) и к важности благовествования во всех народах, начиная с Иерусалима!

Бог открывается шаг за шагом! Жаждите Господа, ревнуйте, просите Его открываться Вам! И пейте воду живую!