четверг, 26 ноября 2020 г.

ЛАВАН

"И вышел Яаков из Беэр-Шевы..." 

В теплице нельзя выучить истину. Даже находясь в шатре у Ицхака и Ривки, нельзя выучить истину. Мудрецы говорят очень жестко, что больше, чем мы учимся у праведников, мы учимся у мерзавцев. Так мы устроены. Более, чем нам привлекательна истина, нам омерзительна ложь.

Лаван - это архетип лжи, от которой нужно уходить. Лаван есть у всех в жизни. Все наше окружение - это коллективный Лаван. Это люди, которые полагают, что они понимают, зачем жив человек, дают советы. Коллективный Лаван - это человеческий взгляд на мир, на жизнь, на все.

И потому встреча с коллективным Лаваном, этим фоном, на котором должна проступить истина, человеческим истеблишментом, это то, что, в конечном итоге, может привести человека к поиску истины. 

То, что предлагает Лаван, недостойно бесконечного человека. А что предлагает Лаван? Лаван говорит Яакову простую вещь: "твои жены - мои дочери. Твои дети - мои дети. Все твое имущество - мое." Это не просто грубая гадкая претензия, все гораздо тоньше и, следовательно, хуже. 

Идея границы между ложью и истиной - это стена, позволяющая нам минимизировать влияние лжи на нас с вами. А самая главная ложь человека - это утверждение, что нет абсолюта. Лаван не говорит что "нет Б-га", Лаван отрицает абсолют. Вера Лавана, а позже Бильама, - это вера в то, что Вс-вышний - это первопричина, а, следовательно, длинна цепочка от первопричины до нас с вами, настолько длинна, что некоторые говорят что "разве Б-г смотрит тебе в тарелку? Ему интересно, что ты кушаешь?" Царь Давид отвечал таким: "а что, Создавший зрение не видит?"...

Я отвечу еще проще. Разве вашему родителю не интересно абсолютно всё, без исключения, что вы едите, что вы слушаете и куда смотрите? (р. М. Гитик)