четверг, 6 сентября 2018 г.

КАК ПОНЯТЬ: "НЕ ЗАГРАЖДАЙ РТА ВОЛУ, КОГДА ОН МОЛОТИТ."?

«Не заграждай рта волу (быку), когда он молотит.» (Втор. 25:4)

"Но в том случае, если животное используется для обрабоки урожая, Тора требует проявить милосердие и подумать о том, что для животного завязанный рот - лишние мучения, в то время как для хозяина убыток от того, что оно сможет съесть, не будет существенным. Настоящий гуманизм находит свое выражение в законе "не заграждай рта быку, когда он молотит". Заставлять животное тяжело работать в то время, как вкусная пища находится перед его глазами, но недоступна ему - бессердечный акт."

"Талмуд, опираясь на исур цаар баалей хаим ("запрет причинять страдания животным") как на неоспоримый принцип, не вызывающий сомнений ни у одного из авторитетов Торы, строит целую систему законов, создающих условия для того, чтобы бессмысленная жестокость по отношению к животным не могла стать нормой у сынов Израиля." (Сончино http://machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde06_4.htm) 

«… Рамбам пишет:
«Целью этих предписаний является наше совершенствование. Мы не должны иметь жестоких привычек. Мы не должны причинять другому бессмысленной боли. Напротив, мы должны быть готовы к сочувствию, состраданию и милосердию». (Цви Браун http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer15/Vajsberg1.php)

«Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1 Кор. 9:9-11)

"Шауль выходит за рамки пшата (прямого смысла текста, ком. к Мат. 2:15), чтобы высказать эту точку зрения в форме драша, передавая подразумеваемое им значение с помощью аллегории. Но посмотрим на текстуальную проблему немного иначе. Можно заметить (и на этом строится мой перевод), что Шауль высказывает аргумент каль вэхомер (см. ком. к Мат. 6:30), подспудно открывающийся в тексте: «Если, как это видно из заповеди, Бог заботится о животном, то насколько же более заботится Он о человеке!»" (Д. Стерн. Комментарий к Еврейскому Новому Завету)

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.» (1 Тим. 5:17-18)

"Пресвитеров следует должным образом почитать и вознаграждать. Молотьбу на Востоке производили следующим образом: снопы хлебных колосьев укладывали на току, после чего по ним гнали волов парами, или же волов привязывали к столбу в середине тока и гнали их по кругу по снопам, либо же к волам привязывали цеп, который они тащили, вымолачивая зерно. В любом случае, на волов не одевали никаких намордников и они могли есть зерна вдоволь, в награду за выполняемую ими работу. Первоначально это требование, запрещающее надевать намордник волу, записано во Втор. 25,4.

Высказывание о том, что "трудящийся достоин награды за труды свои" принадлежит Иисусу (Лук. 10,7). Очень может быть, что Иисус просто приводил поговорку. Каждый работающий человек заслуживают питания и содержания, и чем тяжелее его работа, тем большего он заслуживает.

Следует особо отметить, какие пресвитеры заслуживают особого почета и вознаграждения. К ним относятся пресвитеры, трудящиеся в слове и учении. Здесь вообще не идет речь о пресвитерах, которые занимались единственно рассуждениями и дискуссиями. Церковь действительно почитала того, кто трудился на поприще поучения и созидания, проповедуя истину и наставляя молодых людей и новообращенных на христианский путь." (У. Баркли) 

"Кто не вол молотящий, кто не несет терпеливо ярма, не обращая внимания на жар и терние, и не прежде оставляет его, как по собрании плодов в житницу, тот не достоин ее. Поэтому на­добно, чтобы учителям все необходимое было доставляемо в изобилии, чтобы они не трудились (для этого сами), не изнемо­гали и, занимаясь маловажным, не лишались великого, чтобы они упражнялись в духовных подвигах, нисколько не забо­тясь о житейских делах. Таковы были левиты: у них не было никакой заботы о житейском, потому что попечение о них имели миряне и законом определены были их доходы, как-то: десятины, известное количество златниц, начатки, молитвы, и многое другое."
 
"Но как же Павел говорит: "особенно тем, которые трудятся в слове и учении"! Ведь когда речь идет о догматах, тогда какую силу имеет жизнь? Впрочем, о каком слове говорит он? Не о хвастливом, не о том, какое отличается внешнею утонченностию, но о том, которое проникнуто великою силою духа, исполнено разума и мудрости. Поэтому ему нужны не искусство и изящные выражения, а мысли, – не изложение, а смысл." (И. Златоуст http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_32.htm)

«ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.» (Мф. 10:10)

«В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.» (Лук. 10:7)