суббота, 1 сентября 2018 г.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПЕРЕД СЛЕПЫМ НЕ СТАВЬ ПРЕПЯТСТВИЯ?

«… пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.» (Лев. 19:14)
 
Человеку, слепому в каком-либо деле, не давай совета, неблагоприятного для него. Не говори такому: "Продай свое поле и купи осла", желая при этом завладеть его (полем) [Сифра]. (Раши)
 
Запрет "перед слепым не клади препятствия" необычайно важен. Он предостерегает нас против любого неосторожного слова или поступка, которые могли бы каким-либо образом подвергнуть опасности материальное или нравственное благополучие другого человека. Термин "слепой" относится не только к тому, кто слеп физически, но и к тому, кто "слеп" интеллектуально или нравственно, скажем, "ослеплен" сильным чувством. Отсюда, этот запрет применим не только тогда, когда в буквальном смысле кладут, скажем, камень на пути незрячего. Следующие категории людей также виновны в нарушении этого закона: 1) тот, кто намеренно дает плохой совет, когда к нему обращаются за советом (Торат коаним); 2) тот, кто обеспечивает средствами или прокладывает путь греху, например, протягивающий стакан вина назиру (Песахим 22б), или продающий (другому еврею) материал или одежду, которая – как известно ему, но неизвестно покупателю, – содержит запрещенную смесь шерсти и льна (там же, 55б); 3) тот, кто активно или пассивно содействует или способствует чужому греху (Рамбам, Законы убийцы 12:14); 4) тот, кто провоцирует другого на гнев так, что человек не помнит себя в ярости, например, когда отец провоцирует своего взрослого сына (Моэд катан 17a и Кидушин 32a). Каждый из перечисленных выше случаев представляет собой нарушение этого запрета ("перед слепым не клади препятствия"), по смыслу которого каждый аспект материального и духовного благополучия нашего соседа был поручен нашей заботе. Мы обязаны позволить своим ближним извлекать пользу из нашей осторожности, интуиции и осмотрительности, так, чтобы по нашей вине им не был нанесен нравственный или духовный ущерб.
 
И БОЙСЯ СВОЕГО Б-ГА; Я – Б-Г. Что касается всех этих проблем, то мы должны чувствовать, что нас будут судить не люди судом человеческим, но всезнающее, всевидящее око Самого Б-га, Чья вездесущность учит нас строго следить за собой и быть справедливыми критиками своего собственного поведения. (Ш.Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc07_1.htm)
 
Давайте брать пример с Иова: «Я был глазами слепому и ногами хромому;» (Иов 29:15)
 
ЧТО ТАКОЕ МИР (ВСЕЛЕННАЯ)? 

"Мир — это место, где Б-жественное присутствие едва ощутимо. Это место, где Всевышний представляется чем-то далеким и скрытым. Именно поэтому на иврите мир обозначается словом олам, что также означает скрытое.

Кроме того, мир называется словом халал, буквально - "пустота", т.е. место, где едва ощутимо сияние Б-жественного Присутствия. Но халал можно заполнить, именно для этого человек и был помещен в этот мир. Когда бы и где бы человек ни заполнял халал, он совершает кидуш Ашем — освящение Имени Бога. Но если человеку не удается сделать этого, результатом будет хилул (вариант халал) Ашем — осквернение Имени Б-га. Поэтому человек был благословлен на то, чтобы "наполнить землю и покорить ее"."
(рав Цви Вассерман http://toldot.ru/tora/articles/articles_1363.html)