суббота, 29 июня 2019 г.

КАК ЗАКЛЮЧАЛСЯ ЗАВЕТ С АВРААМОМ?

Быт. 15:17
Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными.

ЕСТЬ ДВА ВИДА ОГНЯ: ОГОНЬ ОЧИЩАЮЩИЙ И ОГОНЬ ПОЯДАЮЩИЙ.

ОБ ОГНЕ МЫ ЧИТАЕМ В РАССКАЗЕ О ЗАВЕТЕ С АВРААМОМ, ПРИ ДАРОВАНИИ ТОРЫ, ПРИ СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА (ЯЗЫКИ КАК БЫ ОГНЕННЫЕ) И ПРИ ГРЯДУЩИХ СОБЫТИЯХ:

Зах.13:9
И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: "это Мой народ", и они скажут: "Господь – Бог мой!"

ЕВРЕЙСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Раби Хаим Гиршензон в своем комментарии к Раши "Нимукей Раши" писал:

Так обычно заключали союз. В данном случае Авраhам совершил то, что способен сделать человек: рассечь надвое туши животных по обычаю заключающих союз, - Всевышний же совершил то, что способен сделать только Он один: провести между половинками туш огонь, посланник Шхины. Сам же Авраhам не прошел между ними, так как пока еще не принял на себя никаких обязательств, связанных с этим союзом: это Всевышний заключил с ним союз, обязавшись отдать его потомству эту страну.

КОММЕНТАРИЙ РАДАКА

Упоминая телицу, Всевышний намекнул на первое изгнание - египетское, так как сказано (Ирмеяhу 44:20): "Красавица - телка - Египет". А коза и баран - намеки на греко-римское изгнание, в котором мы находимся сегодня, а баран - это царство Мидии-Персии.

Взрослый голубь и голубенок. Это птица, которую другие терзают, но сама она никого не терзает, а самка этой птицы после смерти своего мужа-самца более не соединяется ни с одним другим самцом. И так же Израиль в изгнании никогда не служил чужим богам, хотя изгнание длится столько, что как будто бы уже нет надежды на его окончание - "если забудем Имя нашего Бога и обратим наши мольбы к чуждому божеству..." (Теhилим 44:21). Так что голубь и голубенок - это намек на Израиль, который уже долгое время топчут другие народы из-за его грехов - до тех пор, пока не придет Машиах. И мы находим в Писании, что Израиль сравнивается с голубкой - как сказано (Шир hаширим 1:15): "Глаза твои - голубки" - и также с голубем (Теhилим 74:19): "Не отдавай зверям жизнь твоего голубя".
     
И рассек их посередине. Несмотря на то, что Тора это не упоминает, Авраhам рассек туши животных и не рассек птиц по повелению Бога, намекнувшего тем самым, что эти народы, причинявшие зло Израилю, все без исключения, разделятся на отдельные части, которые будут воевать одна с другой, которые будут отличаться друг от друга и своей верой, и своими законами - потому что это всегда является поводом к взаимной ненависти и к соперничеству. Но с Израилем будет иначе: его Тора и его вера никогда не распадутся на отдельные части и будут едиными вплоть до прихода Машиаха, "Эфраим не будет завидовать Йеhуде, а Йеhуда не будет притеснять Эфраима" (Йешаяhу 11:13). Поэтому сказано в Торе: "А птиц - не рассек", потому что сыны Израиля рассеяны в изгнании по четырем сторонам света, однако они - единый народ, верные своей Торе и своей вере, у всех у них - от востока до запада - одна Тора, и они не изменили свою религию, несмотря на все несчастья изгнания и жестокие гонения, которым подвергаются беспрерывно.
     
Слетели коршуны на трупы - на целые, то есть на голубя и голубенка, потому что не сказано: "на половинки".
Авраhам видел, что хищные птицы спускаются на голубя и голубенка, чтобы съесть их дочиста, и прогонял их, заставляя улететь. Это - намек на то, что в каждом поколении народы мира поднимаются, чтобы уничтожить нас, однако Всевышний спасает нас от их рук в память об Авраhаме - как сказано (Ваикра 26:44): "Но даже и тогда, когда будут они находиться в стране врагов своих, не сочту их отвратительными и омерзительными настолько, чтобы уничтожить их, чтобы расторгнуть Мой союз с ними", но: "Вспомню Я им союз с предками их (там же, 26:45).

КОММЕНТАРИЙ РАМБАНА

"И вот: что-то ужасное, черное, огромное наваливается на него". Мудрецы видят в этом намек на порабощение четырьмя царствами: пророк почувствовал своей душой "что-то ужасное", потом - что-то "черное", потом - что-то огромное, а затем ощутил, словно это "наваливается на него" - словно груз настолько тяжелый, что как будто бы нет сил его нести.
     
Мудрецы сказали, что "ужасное" - это Вавилон, "черное" - это Мидия, "огромное" - это царство Антиоха, "наваливается на него" - это Эдом (то есть Рим).
     
И было это показано Авраhаму, потому что, когда Всевышний заключал с ним союз, обязываясь отдать ту страну его потомству в вечное наследственное владение, Он сообщил Авраhаму (словно удерживая что-то из всего подарка), что четыре царства поработят его потомков и будут властвовать над их страной, - но это при условии, если потомство Авраhама будет грешить перед Богом. А затем Всевышний сказал о подробностях первого из этих изгнаний - изгнания Египетского.

ХРИСТИАНСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Кесарий Арелатский

Заметьте, Братья, здесь говорится, что огонь проходит между рассеченными животными, но мы не читаем, чтобы огонь проходил между горлицей и голубем. Вечер тот - обозначение конца мира, а животные, как уже говорилось, это прообраз всех народов, верующих во Христа. А поскольку среди этих народов есть не только люди духовные (об этом было уже сказано), то есть не только праведники, но и даже служащие порокам, то животные и оказались разделенными, и огонь прошел между частями. Об этом говорит и апостол: ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор. 3:13). Эта дымящая печьи пламя огня символизируют день Суда, потому и напал на благословенного Авраама ужас и мрак великий. Теперь мы можем понять, что если праведник едва спасается в судный день, то нечестивый и грешник где явится (1 Пет. 4:18)? Дымящая печь и пламя огня, повторяю, обозначают судный день - день Суда, в который будет плач и скрежет зубов (Мф. 8:12). В этот день будет стон и плач, и запоздалое раскаяние; сдвинутся основания гор, и земля воспылает до самого ада.

Итак, чтобы душа наша не оказалась в подобных муках, давайте проснемся, пока есть время для исправления, и как добропорядочные и приносящие пользу рабы станем искать волю нашего Господа. И тогда, как наступит этот страшный день Суда, страшный даже для добрых людей (это он обозначен горящей и дымящей печью) - пламень отмщения не будет терзать <…> людьми (души их, раздираемые различными страстями, как раз обозначены здесь через животных). Вместо этого давайте являть собой простоту голубя и целомудрие горлицы (Быт. 15:9), чтобы нам возвыситься на небеса на духовных крыльях добродетели согласно тому, что говорит апостол: потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:17)- с помощью Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава с Отцом и Духом Святым во веки веков. Аминь.
Проповеди.

Августин

Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными
Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными, - указывает уже на то, что в конце века предстоит плотским людям испытать суд огнем. Подобно тому, как скорбь града Божия, которой ранее никогда не было и которая ожидается при антихристе (ср. Мф. 24:21; Мк. 13:19; Откр. 13), обозначена ужасом перед тьмой, охватившим Авраама во время заката солнца, то есть при приближении конца века, - так огнем после заката солнца, т.е. уже в самом конце века, обозначен разделяющий день Страшного суда над плотскими, для спасения через огонь и для осуждения в огонь (ср. 1 Кор. 3:13-15; Мф. 25:41).

О граде Божием.

Дидим Слепец

Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными
Ясный и буквальный смысл этого стиха можно представить таким образом. На закате, когда уже зашло солнце, вот, явилось пламя, и дым как бы из печи и светильники огненные прошли между рассеченными животными - светильники, одновременно горящие и освещающие место для того, чтобы патриарх видел происходящее и чтобы явились божественные образы, которые было необходимо тщательно исследовать. Нужно отметить, что не только в этом случае при заключении завета явился огонь, но и через Моисея был дан Закон также при явлении огня. В самом деле, тогда израильтяне видели огонь и слышали законоположения, не видя при этом Того, Кто говорил (см. Исх. 19:16-25; Втор. 4:12; 5:22-24). Это намекает, пожалуй, вот на что.

Поскольку Закон обещает как награды, так и наказания (см. Втор. 11:26-29; 27:11; 28:68), он был дан посреди огня, чтобы тем самым показать, что одним он приносит жжение, а другим - просвещение. Ведь огонь имеет двойную силу: он одновременно и освещает, и жжет; таким же образом и данный Богом Закон жжет тех, кто уклоняется от него, и просвещает тех, кто его соблюдает. Точно так же здесь появились светильники и дым: дым есть результат действия горящего огня, как бы сопровождающий его, а его пламя появилось еще раньше. В заключение мы скажем, что тот, кто в такой трудной ситуации решает, что следует делать, а что - нет, нуждается в Божием просвещении и страхе, на который здесь указывает печь, чтобы он все совершал в соответствии с верным разумением.

На Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными
«Когда зашло солнце и наступила тьма…» Замечание бытописателя, указывающее на выдающуюся продолжительность данного богоявления: начавшись предшествующей ночью, оно происходило в течение всего последующего дня и продолжалось при наступлении новой ночи.

«дым как бы из печи и пламя огня прошли между разобщенными животными…» Дым и огонь - это излюбленная эмблема обнаружений Бога в истории Израиля, одновременно грозных и мрачных, как дым, и светлых и радостных, как огонь.

«Прохождение между разобщенными животными означало, по обычаю, соединение разделенного, т. е. союз. Отто Герлах замечает, что Аврам не проходил между рассеченными; проходил только видимый образ Господа, т. е. это был договор милости, благодеяние, обещанное и подтвержденное осязательно обрядом договора» (Властов) (www.bible.optina.ru)