суббота, 20 июля 2019 г.

ПОСОХ: СИЛА, ВЛАСТЬ, ЗМЕЙ

КОГДА ПОСОХ - СИЛА И ВЛАСТЬ - СТАНОВИТСЯ ЗМЕЕМ?

Из цикла р. Акивы Татц
https://toldot.ru/articles/articles_23463.html

... слово «матэ», посох, образовано от корня «ната» в значении «наклоняться», или «склоняться» к определенному курсу, или протягиваться, простираться от своего источника («Ноте шамаим ве-йосед арец» — Он простирает небеса и устанавливает землю). На самом деле, посох — это ветка, которая ответвляется, сгибается, простирается от ствола. Вот почему слово «матэ» на иврите означает не только «посох», но и племя, колено: двенадцать колен Израиля были ветвями, выросшими на одном стволе, которым был их отец Яаков; этот ствол, символизирующий главенство и единство, разошелся в двенадцать разных направлений своими ветвями, которые олицетворяют сыновей Яакова. Такое наблюдение неслучайно: в иврите есть еще одно слово — «шевет», обозначающее одновременно посох и племя, колено.

Можно сказать, что «матэ» находится на стыке неба и земли, там, где прямизна изгибается. Он — инструмент Творения, служащий раскрытию прямой и яркой линии Б-жественного присутствия в мире. Непосредственно им творятся чудеса; когда «матэ» появляется — мир склоняет голову. Но в том же «матэ» всегда может проявиться и все мировое зло. Его естественное ложе — рука человека, рука Адама в период Творения, руки Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше-рабейну. Находясь в этих надежных руках, «матэ» выглядит уникальным мировым шедевром из чистого сапфира. Но брошенный на землю или, в более абстрактном значении, на дно грубого материализма, во мрак низких страстей, он становится чистым ужасом. Но как исправить эту функцию? Схватите его за хвост и поднимите; обращайтесь с ним, как с «матэ». Несмотря на парализующий страх, обращайтесь с ним так, как полагается, держите крепко в руке. Только тогда, усмиренный и прирученный, он откроет вам свое истинное предназначение, свою святость. Ведь в действительности это — «матэ», посох, хотя змей тоже не был иллюзией.

***

Таков секрет «матэ», такова его загадочная двойственность. Теперь, приобретя новые знания, вернемся к ранее описанным событиям, чтобы глубже понять их. Стоя у горящего куста, лицом к лицу с Высшей реальностью, Моше-рабейну получил наглядный урок обращения с «матэ», посохом, и приобрел необходимое оружие для выполнения своей миссии. В его руке оказался наделенный святостью рычаг, дающий возможность воздействовать на земную реальность. Теперь Моше вступает в Египет, обитель зла. Евреи порабощены в Египте; в более абстрактном смысле, они изнывают под гнетом сил зла. Вот почему евреи находятся там — чтобы стать народом, который приобретет святость, вырвавшись из темного царства духовной нечистоты. Их вождю Моше предстоит судьбоносный поединок с царем зла. Это не дешевое состязание в магии, не попытка доказать превосходство своих колдовских чар над колдовскими силами противника. В Торе все гораздо серьезнее и глубже. Это диалог между добром и злом на высшем уровне. Именно на таком уровне добро должно, обязано победить зло — в момент формирования еврейского народа. Неслучайно этот поединок был увековечен в недельном разделе Торы.
Фараон говорит, что не знает никакого Б-га. «Не знаю — и все тут». Тогда Моше приступает к действиям: «Послушай, Фараон, ты искажаешь реальность, ты превращаешь “матэ” вселенной в первичного змея». Что отвечает Фараон? — «Это не твое дело!» Египет не удивишь такими фокусами; у нас все их учат и все знают. Его жена делает то же самое; дети — то же самое. Весь египетский народ увлеченно и мастерски трансформирует духовную правду в нечистоту. Моше, ты привез свой товар на переполненный рынок! Это не просто остроумная реплика, а важное положение, составляющее основу египетского манифеста. Что говорит ему Моше? Я специально привез сюда мой товар. Именно здесь эксперты оценят его высокое качество. Только здесь, в этом месте можно четко различить неуловимые, таинственно мерцающие грани, разделяющие добро и зло. Наступает кульминация схватки — посох Аарона проглатывает все другие посохи, превращенные в змеев — таким будет неизбежный финал этой грандиозной схватки: добро и святость окончательно поглотят зло. Но главное — посох Аарона вышел победителем, уже находясь в образе «матэ», а не змея. Вот она, главная мысль! Порочная ложь мирового зла будет побеждена благодаря реальности правильного восприятия, благодаря верности Истоку мироздания.

Зло стремится вогнать в землю «матэ» и изобразить его в виде «нахаша», змея. Наша задача — держать его высоко, в образе «матэ». Это нелегко. Пройдя развилку дороги, можно потерять верное направление. Чтобы вернуться домой, нам потребуются все наши силы, все наше мужество. Но именно в момент трансформации личности, когда, одержав победу, мы вырываемся из душных объятий страшного испытания на простор трансцендентальной ясности, раскрывается главный смысл нашей жизни. Вот почему мы здесь, на земле.

- - -

МЕССИЯ - ТОЖЕ ПОСОХ ИЛИ ЖЕЗЛ:

Пс. 109:2
Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.