воскресенье, 20 октября 2019 г.

ОШАНА РАБА - ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ СУККОТА

Последний великий день кущей не упоминается в Торе. Это день Израиль праздновал не по закону, а по любви ко Всевышнему, благословен Он! Этот день был криком о спасении:

"О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!" (Пс. 117:25)

Потому Спаситель сказал: кто жаждет, иди ко Мне... (Ин. 7:37)

«В последний же великий день праздника стоял Йешуа (Иисус) и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Йешуа (Иисус) еще не был прославлен.» (Ин. 7:37-39)

У Исайи мы читаем: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения,» (Ис. 12:3)

Существовала такая традиция: в течение семи дней Суккот когены (священники) носили воду в золотом кувшине из купальни Шилоах (Силоам). Когены передавали кувшин с водой другому когену, который выливал ее в резервуар у жертвенника. Этот ритуал символизировал молитву о дожде, с которой начинался восьмой день, Шмини Ацерет, и указывало на излияние Руах ha-Кодеш (Святого Духа) на еврейский народ.

В последний день Суккот, когда лилась вода, слышно было пение псалмов, звук труб (шофаров), в которые трубили когены и т.д., Йешуа говорит процитированные выше слова.

Реки воды живой - это благословения, которые мы, уверовавшие в Мессию Йешуа, принявшие Руах а-Кодеш (Святой Дух), имеем, чтобы благословлять мир, делиться Бесора Това (Благой Вестью) с людьми.  

Также в последний день праздника Йешуа говорит: «Опять говорил Йешуа (Иисус) [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Ин. 8:12)

Эти слова также были уместны на Суккот, т.к. во дворе Храма были золотые меноры, из которых исходило сияние огня. Йешуа раскрывает духовный смысл этого света: "... Я свет миру..."

В следующей главе рассказывается об одном человеке, слепом от рождения:
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Йешуа (Иисус) отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,» (Ин. 9:1-6)

ТРАДИЦИЯ

Что такое Ошана Раба [↑]

Ошана Раба - последний, седьмой день праздника Суккот. Свое, особенное название этого дня — Ошана Раба — связано с тем, что в этот день в синагоге произносят дополнительные молитвы о спасении со словами «Ошана!...» (т.е. «Спаси нас...»). Также в Ошана Раба возносят ветки аравы — речной ивы, одного из традиционных для Суккот четырех видов растений. Согласно еврейской традиции, именно в Ошана Раба, в последний день Суккот, Всевышний "скрепляет печатью" решение о тех благах, которые получит мир в наступившем году (например, о количестве дождей). Поэтому Ошана Раба отчасти напоминает Йом Кипур — в этот день также особенно важны раскаяние и молитва.

Ошана [↑]

Во время утренней молитвы в дни праздника Сукот, сразу после чтения Галлеля (согласно другому обычаю — после чтения молитвы Мусаф, дополнительной молитвы) из Арон Гакодеш («Ковчега» со свитками Торы. См. Синагога) достают свиток Торы и переносят его на возвышение в центре синагоги. Кантор и община в полный голос четырежды взывают о спасении, восклицая «Ошана» — «Спаси нас ради Себя Самого, Г-сподь наш, Творец наш…»

В Ошана Раба заканчивается исполнение заповедей о «сукке» и «арба миним»
После этого собравшиеся произносят в алфавитном порядке полный текст Ошанот, установленных на этот день, и вся община с лулавами и этрогами в руках [cм. тему «Четыре вида растений»] обходит вокруг возвышения, на котором лежит свиток Торы. Каждый день совершают на один обход больше, чем вчера. Таким образом, в последний день праздника совершают семь обходов.

Этот обычай снова напоминает о том времени, когда существовал Храм.

Тогда во время праздника священники — когены устраивали процессию, обходившую вокруг жертвенника с хвалебными гимнами. Каждый день процессия обходила вокруг жертвенника один раз, а в день Ошана Раба(седьмой день праздника) — семикратно.

Этот день назывался в те времена «днем стряхивания листьев» с ветвей аравы — хибут аравот.

«Как исполняли заповедь аравот?» В низине, недалеко от Иерусалима, находилось место, называемое Моца. Отправлялись туда и срезали множество молодых побегов аравы. Их располагали около жертвенника, наклоняя к нему их вершины. Исполняя заповедь, священники трубили в шофар и (каждый день) один раз обходили вокруг жертвенника, говоря: «О, Г-спо-ди, спаси! О, Г-споди, даруй нам удачу!» (Ошанот)

В день Ошана Раба они обходили жертвенник не один, а семь раз… Так поступали и в будни, и в субботу, только ветки на субботу заготавливали заранее, а чтобы они не завяли, их клали в золотой сосуд с водой… (Мишна Сука, 4)

Почему для Ошана Раба брали именно ветки аравы? Потому, что в Сукот решается, сколько воды получит мир в наступившем году, а арава — самое водолюбивое растение. (Рокеах)

В память о Ошанот, совершавшихся в Храме, мы и обходим сегодня с ветками аравы в руках вокруг свитка Торы, лежащего на возвышении в синагоге. Ибо нет у нас иного наследия, оставшегося от Храма, кроме Торы. Теперь она — наш жертвенник искупления.

Во время Ошанот мы просим Вс-вышнего благословить наступающий год обильными дождями и доброй росой, а также поднять уровень подземных вод, чтобы они напоили землю.

Обычай обходить вокруг свитка Торы с ветками в руках, а также произносимые при этом молитвы и называются Ошана или Ошанот. Слово Ошана составлено из двух слов: оша («спаси») и на («пожалуйста»).

Оно повторяется в каждом стихе молитвы, читаемой во время шествия, и в нем заключен её основной смысл. Эти же слова повторяли священники в Храме, обходя жертвенник: Гошиа на! Это была не мольба о защите, а молитва об окончательном Спасении. Так учит нас Мишна.

«Я весь — молитва» [↑]

В Ошана Раба сыны Израиля забывают обо всех своих заслугах, не прибегают даже к заслугам праотцев и просят Вс-вышнего даровать жизнь и спасение им и всему миру за одну только молитву.

Они обращаются к Нему со словами: «Господин мира! Мы явились с пустыми руками, совершенно нищими. Ничего у нас нет: ни Торы, ни заповедей, ни добрых дел, ни заслуг отцов. Лишь уста наши при нас — чтобы мы могли молиться Тебе. Откликнись же и Ты — не за наши заслуги, а за одну нашу молитву, которую мы обращаем к Тебе с разбитым сердцем, сокрушенные духом».

Все, что происходит в этот день, связано с молитвой. Многократный обход свитка Торы и Ошанот, вознесение аравы… Даже во главе ушпизин [гости праздника Суккот]этого дня стоит Давид, царь Израиля.

О молитве напоминает и ветвь аравы, которую мы возносим, отложив в сторону лулав и этрог. Ибо уже говорилось, что листья аравы напоминают человеческие уста, и она символизирует сыновей Израиля, не преуспевших в Торе и не имеющих добрых дел.

И вот, в этот день весь Израиль берет в руки араву, как бы говоря: «Мы подобны этой араве. Что у нас осталось? Уста, чтобы молиться — как у этой аравы».

Для Вс-вышнего эта молитва, молитва аравы, не имеющей никаких заслуг, приятнее и дороже всех других молитв.

Недаром слова арава и арева (приятная) на иврите пишутся одинаково!

Ошана Раба — последняя возможность в новом году искупить свои прежние грехи. Недаром главный гость этого дня — царь Давид, названный величайшим певцом Израиля! Он молился Вс-вышнему с большей страстью и сосредоточенностью, чем любой из праведников, как сказано (Тегилим, 102): «Я весь — молитва!» Поэтому Псалмы, сложенные Давидом, стали одним из главных источников молитв для всех поколений. (https://toldot.ru/OshanaRaba.html)