вторник, 17 декабря 2019 г.

ИОСИФ И ЙЕУДА: ВОЗДЕРЖАНИЕ И ПОКАЯНИЕ

Быт. 44:18
И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон.

ИОСИФ И ЙЕУДА НАМЕКАЮТ НА ДВА АСПЕКТА СВЯТОСТИ - ВОЗДЕРЖАНИЕ (ИОСИФ) И ПОКАЯНИЕ (ЙЕУДА: "ОНА ПРАВЕЕ МЕНЯ" (БЫТ. 38:26)). И ТО, И ДРУГОЕ КАЧЕСТВО НЕОБХОДИМО СВЯТЫМ (ВЕРУЮЩИМ). ВОТ ПОЧЕМУ ИСТОРИЯ О ПРОДАЖЕ ИОСИФА ПРЕРЫВАЕТСЯ РАССКАЗОМ ОБ ЙЕУДЕ. ДВА СПУСКА. НО ЭТО СПУСКИ РАДИ ПОДЪЁМА!

Из еврейской традиции

Теперь мы можем в меру наших способностей понять сказанное в «Зоаре» (Берешит 206 б): «Йеуда и Йосеф должны сблизиться друг с другом, потому что Йосеф – “праведник”, а Йеуда – “царь”. Поэтому “и подошел к нему Йеуда”. Их объединение принесло много добра в мир. Оно принесло мир всем коленам Израиля, помогло ожить духу Яакова… Поэтому сближение одного с другим необходимо со всех сторон, наверху и внизу».

Две силы – Йосеф и Йеуда – соответствуют двум сфирот, Йесод и Малхут. Постараемся дать им определения.

Суть Йесод – объединять и связывать все элементы и силы вместе ради единой цели. На Йесод содержится намек во фразе (Диврей а-Ямим 1, 29:11): «Тебе, Б-же, величие (Хесед), и сила (Гвура, суд), и красота (Тиферет)… ибо все на небе и на земле». «Ибо все» (כי כל) – гематрия «Йесод» (יסוד): мы должны связать все вместе ради единой цели.

Сфира Малхут похожа на Йесод тем, что тоже связывает все элементы вместе, как говорит Рамбам («Сефер а-Мицвот», повелительные 173): «Нам заповедано поставить над собой царя, который соберет весь наш народ и поведет его». Но различие между Йесод и Малхут в том, что Йесод должен направлять все силы, чтобы не отделились от корня, а Малхут собирает тех, кто уже от него отделился, и возвращает к исправленному состоянию, по принципу «Услышат далекие и придут, и воздадут Тебе корону царства» (молитва в Дни трепета).

Теперь, приняв во внимание все сказанное, вернемся к словам «Зоара»: «Йосеф – праведник», то есть Йосеф относится к мере Йесод, задача которого – оберегать ветвь, чтобы она оставалась соединенной с корнем. Так и праведник должен продолжать линию праведности дальше, не отклоняясь ни вправо, ни влево.

Но «Йеуда – царь», он совершает переворот и возвращает все обратно к святости. Мудрецы говорят: когда обе эти силы объединяются вместе, с одной стороны, частицы святости сохраняются в своей чистоте (Йосеф-праведник), а с другой, те, что отпали, возвращаются к своему корню – «сближение одного с другим необходимо со всех сторон, наверху и внизу». ("Из глубин" http://www.beerot.ru)