среда, 29 апреля 2020 г.

ДАВИД О СВЯТОМ ДУХЕ

ЧТО ДАВИД ПИСАЛ О СВЯТОМ ДУХЕ?

Пс. 50:13
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Пс. 138:7
Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.

Давид духом восходит на небо, ибо небо - престол Божий (Ис. 66:1) А говоря о преисподней (шеоле), он пророчествует о будущем сошествии Мессии в шеол.

Небо - это край высоты, а шеол - это край глубины. Нет такого места, где бы ни было Всевышнего, благословен Он!

Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, –
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Возьму ли крылья зари - буду двигаться с необыкновенной быстротой;

край моря - Средиземное море, находившееся на западе от Израиля. "По представлению и пониманию древних жителей Востока, водами этого моря ограничивался весь древний мир с запада (Толковая Библия Лопухина).

11 Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью";
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.

Даже в глубочайшей бездне отчаяния, надо вспомнить, что "полна вся земля Славы Его" и Он непременно находится рядом с тобой (Брацловский Ребе).

Как замечали древние христианские комментаторы, Давид не говорит: куда бы я ни пошел, Ты везде следуешь за мной, но: куда бы я ни пошел, Ты там: там, говорит, я Тебя уже застаю.

Григорий Богослов: ... силы Божьей невозможно избежать нигде, хотя бы кто возлетел на небо, хотя бы вселился в ад, хотя бы бежал на восток, хотя бы укрылся во внутренностях моря.

И вот дальше Давид переходит к творению человека:

13 Ибо Ты устроил внутренности (почки) мои и соткал меня во чреве матери моей.
Меир Левинов пишет: "Ты сотворил почки мои" – в Писании почки – вместилище чувств и мыслей.

"Отлил [тело] мое в чреве матери" – как отливают скульптуру. Вариант перевода: "Соткал меня в чреве матери моей" – человек соткан из жил и сосудов, как соткана ткань (Ибн-Эзра).

14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

В переводе Меира Левинова: Славлю Тебя за то, что я поразительное творение! Удивительны деяния Твои! Хорошо знает это душа моя!

Рим. 1:20
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Далее в Псалме:

15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.

23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

опасный - ещё: печаль, идол (иврит: оцев)

Давид просил Бога испытать и проверить его, не на опасном ли он пути, нет ли на его пути поклонение какому-нибудь идолу? Но разве Давид был на опасном пути? Вспомним, как начинается этот Псалом:

Начальнику хора. Псалом Давида.
Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
Дивно для меня ведение [Твое], – высоко, не могу постигнуть его!

Только нищий духом мог написать этот Псалом!