вторник, 21 января 2020 г.

ДОЖДЬ: ПЕРВЫЙ, РАННИЙ И ПОЗДНИЙ

КОГДА ПОЯВИЛСЯ ДОЖДЬ?

Быт. 2:5
и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли...

Бог не посылал дождя, и не было плодов земли. Аналогично, чтобы были духовные плоды, нужен дождь Руаха! Но для этого необходимо подготовить почву своего сердца! И человек превратится в цветущий сад!

Мы читаем в Торе о том, что пар поднимался с земли к небесам и орошал землю - наша тяга к Богу вызывает "дождь" свыше! Но эта тяга должна быть не только на словах, а всем сердцем, всей душой и всеми силами!

С еврейской точки зрения, "отправлять наверх только «пар» возвышенных желаний и добродетельных поступков недостаточно: сначала человек должен «вспахать» собственное эго, разогнать облака своей грубости и невежества, открыться потоку Б-жественной энергии Свыше." (Шейндл Кроль. На основе бесед Любавичского ребе MeaningfulLife.com)

КАК ПРИВЕСТИ ДОЖДИ СВЫШЕ?

... в Пиркей дераби Элиэзер сказано: “Во время, когда Израиль не выполняет волю Всевышнего, они пьют из нижних вод”. Причина в том, что Израиль соединяет небо и землю своими достойными деяниями, тогда они приводят дожди сверху. А если нет, дожди сверху останавливаются. И об этом сказано: “…и человека нет, чтобы обрабатывать землю”, как “обрабатывать и охранять”, и поэтому “…и пар поднимается с земли”, поскольку не было заслуги деяний, чтобы привести дожди свыше. Тогда пар поднимался с земли, что облака пили от нижних вод…» (Адерет Элияу).

«Когда удостаиваются своими деяниями», и они находятся в категории духовной формы, управление ими и благодать их существования идет от высших вод, это высшее управление, как объяснил выше р. И.А.Хавер. А когда не удостаиваются, и их сущность материалистична, то их жизнь поддерживается нижними водами — это управление природы и все ее порождения (рав Эуд Авицедек. Даат тфила https://toldot.ru/articles/articles_30299.html)

ПЕРВЫЙ ДОЖДЬ: КРАСОТА И ДУХОВНОСТЬ ЕВРЕЙСКИХ КОММЕНТАРИЕВ

Быт. 2:5
... ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли...

Раши задаёт вопрос и отвечает на него:

А почему не слал дождя? Ибо "человека не было, чтобы возделывать землю", - не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился (на свет) Адам и понял, что они необходимы миру, он стал молить о них, и пошли (дожди), и выросли деревья и зеленая растительность.

Хасидское учение ссылается на описание первого дождя, данное в Торе (Берешит 2:6 «Пар поднимался с земли» к небесам, а небеса возвращали его обратно в виде дождя, который «орошал всю поверхность земли». По мнению хасидских мудрецов, эти слова описывают Б-жественную истину, согласно которой «внутреннее движение пробуждает ответную силу, идущую свыше» — то есть Всевышний реагирует на старания человека, отвечает на наши молитвы, чаяния и поступки, посылая нам Свыше награды.

Но дождь дается нам не для того, чтобы земля дарила нам свои плоды. Землю нужно пахать — разрыхлять и смягчать ее — перед тем как она сможет принять семя и впитать воду. С духовной точки зрения это означает, что отправлять наверх только «пар» возвышенных желаний и добродетельных поступков недостаточно: сначала человек должен «вспахать» собственное эго, разогнать облака своей грубости и невежества, открыться потоку Б-жественной энергии Свыше. (Шейндл Кроль. На основе бесед Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com)

Излияние Руах а-Кодеш на Шавуот было подобно дождю (см. Деян. 2).

Б-г изливает и сейчас Руах а-Кодеш, и изольет в будущем на Израиль:    

«а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим. 5:5)

«Которого излил на нас обильно через Йешуа Мессию (Иисуса Христа), Спасителя нашего,» (Тит. 3:6)

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него (досл.: на Меня), Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.» (Зах. 12:10)

ПОЧЕМУ ИЛИЯ НАКАЗАЛ АХАВА ОТСУТСТВИЕМ ДОЖДЯ?

3Цар.17:1
И сказал Илия (Элиягу) [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.

ПОНИМАНИЕ ДОЖДЯ В ДРЕВНЕМ ИЗРАИЛЕ

В недельной главе Экев сказано: «Ибо земля, на которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, не как земля Египта она, откуда вы вышли, где, посеяв твои семена, ты поливал твоими ногами, как сад овощной. А земля, куда вы переходите, чтобы овладеть ею, земля гор и долин, от небесного дождя пьет она воду» (Дварим (Втор.), 11:10-11).

Другими словами — в Египте человеку, чтобы возделать свой огород, надо основательно потрудиться, доставляя воду для полива из Нила, а в Израиле все растет от дождя. Рамбан говорит, что эти слова — не только и не столько восхваление Эрец Исраэль и обещание особых благ, сколько предупреждение. Недаром вслед за ними идет отрывок, который мы ежедневно читаем в молитве «Шма Исраэль»:
«И будет, если будете внимать Моим заповедям, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любить Г‑спода, Б‑га вашего, и служить Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой, то Я дам дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний, и ты соберешь твой хлеб, и твое вино, и твой елей, и дам Я траву в твоем поле для твоего скота, и будешь есть и насытишься» (Дварим (Втор.), 11:13-15).

Гешем, матар, малкош и йоре

Времен года в Земле Израиля фактически два: сухое лето от Песаха до Суккота и зима с некоторым количеством осадков от Суккота до Песаха (от 40 до 60 дождливых дней за всю зиму). Дождливое время года делится на три части: ранний дождь (йоре) размягчает почву и подготавливает ее к запашке и засеву, сильный зимний дождь (гешем) питает землю влагой, наполняет цистерны и питает источники, поздний дождь (малкош) доставляет уже поднявшимся хлебам влагу для борьбы с начавшимся зноем. И вне всяких сезонов проливает на нас Творец дождь матар.

Сказано в трактате Таанит (2, 1): «Три ключа в руке Вс-вышнего не были переданы посреднику: ключ дождей, ключ роженицы и ключ воскрешения мёртвых». Все три «ключа» связаны с новым творением: дожди необходимы для роста растений; роженица — появление нового человека; воскрешение мёртвых — создание человека заново после того, как его тело разложилось.

Все виды дождей во власти Вс-вышнего, и каждый из них дается Им по Его замыслу. Пророк Ирмияу, упрекая Израиль, говорил: «И не сказали в сердце своем: “Убоимся Г-спода, Б-га нашего, который дает нам дождь ранний и дождь поздний вовремя, недели, предназначенные для жатвы, хранит Он для нас”. Преступления ваши отвели это, и грехи ваши лишили вас этого блага» (Йирмеягу, 5, 24).

Символика дождя 

... суть второго благословения Шмоне-Эсре — проявление Б-жественного могущества. Заканчивается это благословение словами: «Благословен Ты, Г-сподь, возвращающий мертвых к жизни!» В Иерусалимском Талмуде (трактат Брахот 5 б) разъясняется связь между Тхият а-метим — Воскрешением из мертвых — и дождями: как воскрешение из мертвых — жизнь миру, так и дожди — жизнь миру (подробнее см. здесь). Кроме простого смысла — и то, и другое несет жизнь человеку — есть и более глубокий: дождь и рост растений, зависящий от него, — это своего рода аналог воскрешения.

Ведь и зерно пшеницы сначала «умирает» и разлагается в земле, но спустя какое-то время, после дождя, оживает вновь. Но уже не как маленькое зернышко, а как целый колос, несущий в себе множество зерен! Это своего рода «образ» воскрешения из мертвых, раскрывающий нам, что смерть — лишь временный этап, ведущий к новой, гораздо более высокой и качественной жизни (см. Кетубот 111 б).

Дождь олицетворяет жизненные силы, которые Вс-вышний милосердно дарует нам. Грешников и злодеев Тора называет «мертвыми» даже при жизни, т.к. их души отделены от своего Источника толщей греха и нечистоты (Йешаяу 59:2), и они находятся в состоянии «засухи». А души праведников ежедневно купаются в живительной влаге духовного света, которой они удостаиваются при исполнении каждой новой заповеди.

То же можно сказать и о потопе. Раши (Берешит 7:12) объясняет, что всемирный потоп начался не сразу. Сначала пошел умеренный дождь, который мог бы стать дождем благословения, если бы люди раскаялись. Об этом сказали мудрецы (книга Зоар, на главу Ваикра): «Злодеи превращают меру милосердия в меру суда». Т.е. даже с точки зрения милосердия они заслуживают наказания, поэтому дождь, который начался благополучно и мог принести им жизнь, стал для них смертельным потопом.

Кроме того, мы находим, что дождь уподобляется Торе. Читаем в Дварим (Втор.) 32:2: «Польется, как дождь, учение мое, закаплет, как роса, речение мое». Мидраш поясняет: как дожди — жизнь миру, так и Тора — жизнь миру! У Пророка Ирмияу (33:25) сказано: «Если бы не союз Мой (изучение Торы) днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я»!

Раби Хаим из Воложина (Нэфеш а-Хаим 2:6) пишет, что со дня дарования Торы все мироздание держится только на ее постоянном изучении. И если бы в мире хоть одно мгновение не было слышно слов Торы, он немедленно вернулся бы в первоначальный хаос (к состоянию, когда не были установлены законы неба и земли). Таким образом, те, кто посвящает свое время изучению Торы, непосредственным образом поддерживают существование всего мироздания. И, действительно, Талмуд называет мудрецов «строителями» (Шабат 114а и др.), т.к. они постоянно заняты «строительством» (поддержанием) мира.

Талмуд (Таанит 7а) говорит: тому, кто учит Тору ли-шма — ради нее самой, т.е. ради исполнения воли Творца, предписавшего постигать ее, Тора становится эликсиром жизни. Но для того, кто учит ее ше-ло ли-шма, не ради нее самой, а только ради почета, карьеры, денег и т.п., Тора становится смертельным ядом!

Виленский Гаон сравнил это с воздействием дождя. Свойство дождя — помогать прорасти тому, что посажено в землю. Если в ней семена полезных растений, дождь поможет им взойти, поможет растениям укрепиться и развиться. Но если в земле семена сорняков и ядовитых растений, тот же дождь поможет взойти и им, укрепит и их. Слово адам («человек») — от того же корня, что и слово адама — «земля», «почва», ибо в душе человека скрыто множество «семян» противоречивых качеств, добрых и дурных. Изучение Торы, подобно дождю, поможет «взойти», прорасти тем качествам, которые доминантны в нем.

Засуха 

В Талмуде (трактат Таанит 10а) сказано: если не было дождя до 1 Кислева, объявляли общенародные посты — в понедельник, четверг и понедельник, а также включали особую вставку в молитву. Если это средство оказывается безрезультатным, то бет-дин устанавливает еще раз трехдневный пост со всеми строгостями великого поста Йом-Кипур. Если и после этого дождя нет, бейт-дин устанавливает дальнейшие семь постов, в которые трубят в шофар. Эта церемония совершается на публичном месте среди города и старейшие члены общины проповедуют при этом покорность и смирение (Таанит, 1, 4-7).

Если появляется дождь среди поста, то этот день заканчивается чтением полного Алеля. Кроме того, произносится установленное благословение: «за каждую дождевую каплю, которую Ты ниспослал нам» (Берешит, 59б).

Бывают годы, когда и в наше время большие раввины и главы поколения призывают общество читать эту молитву (например, известно, что несколько лет во время засухи так передали от имени рава Эльяшива).
Благополучная жизнь легко приводит человека к гордости и самомнению, когда он приписывает свои успехи своей работоспособности. Поэтому Тора предупреждает: когда ты достигнешь полного благополучия на этой щедрой и плодородной земле, может случиться так, что «высокомерным станет твое сердце, и ты забудешь Г‑спода, твоего Б‑га, который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства… и ты скажешь в сердце твоем: сила моя и мощь моей руки доставили мне все это богатство. И помни Г-спода, твоего Б-га, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить Свой завет, о чем Он клялся твоим отцам» (Дварим 8:14, 17-18).

Человек зависит от Вс-вышнего в большом и в малом и должен это осознавать. Для того, чтобы облегчить нам это осознание, чтобы мы чувствовали силу Его руки, со всей ясностью видели необходимость поступать, жить в соответствии с Его требованиями, Вс-вышний и поместил нас на эту особую землю.
Засуха означает, что Вс-вышний недоволен нами. Конечно, надо молиться о дожде. Но ещё более важно, чтобы каждый из нас продумал, за что Б-г недоволен нами и что мы должны исправить. (https://toldot.ru/dozhd.html)

Зах. 14:16-17
Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.
17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них.