четверг, 4 апреля 2024 г.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ШМИНИ

НАДАВ И АВИУ: УРОК ДЛЯ НАС

Из-за чего погибли два сына Аарона? Из-за высокомерия, гордыни. Это служение (благовонное курение) не было добровольным. Его должен был совершать Аарон (первосвященник) (Исх. 30).

А с чего все началось? Они взяли свои кадильницы. Не общинные, а свои! Уже здесь проявилось их "я"!    

Будучи сыновьями Аарона, они не посоветовались с отцом, даже друг с другом! Какая самонадеянность! "На деле они были лишь “Надавом и Авиу”, отдельными членами нации, но они не искали совета у вождя своего народа."" (Ш.-Р. Гирш)

Урок для нас:
Слушаться Бога и не поступать по плоти! Прославлять Бога, а не свое "я"!

ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ СЫНОВЕЙ ААРОНА

Мидраш Ваикра раба (гл. 20) говорит о четырех причинах гибели сыновей Аарона:

1) Недозволенное приближение к Творцу: Надав и Авиу вошли в Кодеш Кодашим (Святая Святых), куда разрешается входить только первосвященнику.

Не в прямом смысле вошли в Кодеш Кодашим:

Шмот (Исход), 30:10
<...> ЖЕРТВЕННИК ЭТОТ - СВЯТАЯ СВЯТЫХ ДЛЯ БОГА!

Также Мидраш хочет сказать, что если они воскурили фимиам, служение первосвященника, которое им было не разрешено, то они в духовном смысле и вошли в Кодеш Кодашим также. Т.е. фактически они взяли на себя служение первосвященника;

2) недозволенное приношение: они внесли "чуждый огонь", т.е. приношение, которое им не положено было осуществлять;

3) "чуждый огонь": огонь, который они внесли в Мишкан (скинию), был зажжен от обыкновенного, земного источника. 

А какой огонь не чуждый? ОГОНЬ С НЕБА! (В последнем стихе предыдущей главы, Лев. 9:24, говорится о небесном огне, который сходил на жертвенник: "и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук...");

4) «каждый (взял) свой совок»: они действовали, не посоветовавшись друг с другом.

ОГОНЬ СВОЕГО "Я"

ПОЛОЖИЛИ В НИХ ОГОНЬ. Раби Акива в Торат коаним определяет это более точно: “Чужой огонь: из своих собственных очагов”. 

Они принесли воскурение не огню жертвенника, как предписывает ежедневное приношение воскурений и приношение воскурений в Йом кипур, не “огню Закона”, который требует преданности всего общества, от возвышеннейшего до примитивнейшего в народе, но огню из своих собственных очагов.

ВОСКУРЕНИЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО ДОБРОВОЛЬНЫМ!

Приношение воскурений было единственным, которое никогда – ни общиной, ни отдельным человеком – не совершалось как добровольная жертва. Оно могло проводиться лишь так, как предписано Законом: общиной, как ежедневное приношение, и первосвященником только в Йом кипур (Менахот 50). Мы считаем, что вправе толковать приношение воскурений как символическое выражение нашей полной поглощенности стремлением добиться Б-жественного одобрения, нашей полной самоотдачи, воплощенной в подчинении Б-гу. (См. Шмот 30 и 34). (Ш.-Р. Гирш)

В ЦАРСТВЕ "НА ВСЯКОМ МЕСТЕ БУДУТ ПРИНОСИТЬ ФИМИАМ"!

Надав и Авиу из-за гордыни "побежали" впереди времени! Кто "толкает" время (т.е. спешит), время "толкнет" его! Только в Царстве Мессии "на всяком месте будут приносить фимиам"!

Мал. 1:11
Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему...

СПОРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

Раби Шломо-Эфраим в книге
"Кли Якар” перечислил основные причины гибели сыновей Аарона, приведённые в традиционных толкованиях: “О сущности их греха умножились мнения. В Мидраше приводится, что они вошли, выпив вина (в этой же главе, Лев. 10:9, говорится о запрете вина и крепких напитков). Есть говорящие, что они вошли безо всех необходимых одежд, а есть говорящие, что причина в том, что не было у них детей.

Также говорят, что вина их в том, что не женились. Или в том, что указали Закон в присутствии своего учителя Моше. А есть говорящие, что они шли за Моше и Аароном и говорили: “Когда умрут старцы эти, и мы будем руководить общиной?” И ещё есть мнение, что грех золотого тельца был причиной их смерти — Аарон   расплатился за своё участие в нем в двойном размере...
(https://toldot.com/articles/articles_23628.html)

Некоторые полагали, что грех, за который их
покарали, был совершен не в тот день, а несколькими месяцами ранее на горе Синай. В тексте сказано, что Надав и Авиу вместе с
семьюдесятью старейшинами поднялись на гору и «увидели Б-га Израиля» (Шмот, 24:10). Б-г «не простер руки Своей на знать сынов Израиля: они узрели Б-га, ели и пили» (Шмот, 24:1). 

Подразумевается, что тогда они заслужили кару за то, что не отвели взгляд от Б-га, либо за то, что ели и пили во время столь священной встречи. Но Б-г отсрочил наказание, чтобы не причинять горя в тот день, когда Он заключил с народом Завет.
(https://media-rabbisacks-org.webpkgcache.com/doc/-/s/media.rabbisacks.org/20230412225555/RUSSIAN-Shemini-Main-5783.pdf)