суббота, 29 декабря 2018 г.

ПОЧЕМУ БОГ ОЖЕСТОЧИЛ СЕРДЦЕ ФАРАОНА? ЛИШИЛ ЛИ ОН ЕГО СВОБОДЫ ВЫБОРА?

"но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской..." (Исх. 7:3)

Как понять слова "Я ожесточу сердце фараоново"? Забрал ли Всевышний у фараона свободу выбора? Ни в коем случае! Фараон сам первым ожесточил свое сердце:

"Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу." (Исх. 5:2)

И Господь позволил ему идти своим путем. Как писал Августин, "Я ожесточу" - "Я покажу, насколько ожесточено".

Иудейские комментарии

Рамбам, Законы о тшуве 5:2-1:
И нет никого, кто принудит человека, или наложит на него обязанность, или соблазнит его избрать одну из двух дорог. Нет, он по собственному почину и по собственному разумению сворачивает на ту дорогу, по которой хочет идти... И это - величайший принцип, столп Торы и заповедей... То есть: нам предоставлена полная свобода, и все, что человек захочет совершить из дел, доступных человеку, он совершает, как хорошее, так и плохое.

Талмуд (Шабат 104а):
Сказал Рейш Лакиш: "Что означает написанное (Мишлей 3:34): "Если за насмешниками – будут насмешки, а смиренным подарит приязнь"? Хочет оскверниться - открывают ему дорогу, хочет очиститься - помогают ему".
Если насмешникам Всевышний дает одни насмешки, воздавая им за их зубоскальство, то "смиренным подарит приязнь" , Всевышний оделяет их Своей приязнью и милостью.

р. Леви бен Гершон:
В наказание насмешникам, издевающимся и насмехающимся над другими людьми, Всевышний устроит так, что, когда настанет их час, другие люди будут издеваться над ними. Однако людям смиренным, проявляющим уважение к тем, кто унижен, Всевышний даст приязнь в глазах других людей.

Раши в своем комментарии к Талмуду прекрасно разъяснил слова Рейш Лакиша:
Если человек пойдет за насмешниками - он сам станет насмешником, в этом ему не станут помогать свыше, но и не будут мешать; а если человек будет стремиться к добру, Всевышний ему "подарит приязнь", то есть окажет ему действенную помощь: "Хочет оскверниться - открывают ему дорогу, хочет очиститься - помогают ему". (http://www.machanaim.org/tanach/_nleibs/vaera_4_s.htm)

Об утяжелении сердца фараона

Почему Б-г благословенный утяжелил сердце фараона, зачем Он пожелал дать так много знамений в Египте и навести на эту землю так много казней? Ведь было бы лучше, если бы фараон сразу же при первом разговоре с Моше послушался его и отпустил евреев из Египта, не стал бы противоречить Моше и издеваться над евреями! А если у благословенного Б-га была какая-то причина отяжелить его сердце, как можно было наказать за это фараона всеми этими казнями? А ведь стих прямо говорит: «А Я утяжелю сердце фараона и явлю многие Свои знаки и знамения в земле Египетской», — а затем: «Приди к фараону, ибо Я утяжелил его сердце и сердца его рабов, чтобы поместить эти знамения в среду его»!

Правильный ответ, с моей точки зрения, должен состоять в том, что «утяжеление сердца» фараона, которое благословенный Б-г счел необходимым, вовсе не означает, что его сердце теперь стало упрямым настолько, что он смог не послушаться слов Моше. Его сопротивление было вызвано его собственным упрямством, на которое Б-г никак не влиял. А слова «Я утяжелю сердце фараона» говорят лишь о том влиянии, которое на него оказывают наведенные Б-гом казни.

Когда он увидел первую казнь, при которой вода превратилась в кровь, он обратил внимание на то, что эта казнь быстро прекратилась и не стала постоянным бедствием. Поэтому он подумал, что эта казнь не послана Б-гом, а является лишь результатом случайного стечения обстоятельств или действия неких природных законов. А когда затем он увидел, что и наказание лягушками прекратилось сразу же, не став постоянным, фараон еще более укрепился в этой мысли. Стих говорит об этом: «И увидел фараон, что наступило облегчение, и утяжелил свое сердце». И даже о наказании вшами, когда сами египетские колдуны засвидетельствовали: «Это — перст Б-жий!», — стих все же говорит: «И укрепилось сердце фараона, и не послушал…» Само то, что действие казней прекращалось, не сохраняясь навечно, послужило причиной того, что фараон сомневался в их Б-жественном происхождении и не верил им.

Так происходило вплоть до казни дикими зверями, поскольку, предупреждая о ней, Моше-рабейну добавил: «И отличу в тот день землю Гошен, на которой пребывает народ Мой… И Я сделаю различие между народом Моим и народом твоим». Тогда уже фараон сказал: «Идите и принесите жертвы вашему Б-гу», — а затем сказал: «Я отпущу вас…» И опять фараон, в злобе своего сердца, увидел, что наказание дикими зверями закончилось, и снова ожесточил свое сердце — по той же самой причине. И то же самое произошло при наказании мором.

Получается, что причиной ожесточения сердца фараона послужило только то, что казней было много и что они через какое-то время заканчивались. Как после первых казней сердце фараона ожесточилось и стало твердым, так и после заключительных казней сказано: «И Б-г ожесточил сердце фараона», «И Я ожесточил его сердце» и так далее. Тора не имеет здесь в виду, что Б-г вмешался в свободу выбора фараона и не дал ему исполнить Свое требование — Б-же упаси! Подразумевается только, что Б-г наслал на Египет те казни, из-за которых, в конечном итоге, сердце фараона ожесточилось и стало упрямым. Только поэтому «ожесточение сердца» фараона связывается с Б-жественным деянием: Он, благословенный, насылал на Египет казни, пока из-за них фараон не ожесточил свое сердце. (Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель http://toldot.ru/tora/articles/articles_20615.html