Заповедь благотворительности может быть выполнена лучше, хуже или совсем плохо. Рамбам в «Мишне Тора» выделяет восемь ступеней благотворительности по нисходящей степени:
Самый высокий уровень (первая ступень) – это помочь человеку, когда он еще не в нужде, а только на пороге ее. И тогда лучше всего либо дать ему ссуду или подарок, либо помочь ему найти работу, пригласить его в компаньоны. Это высшая форма благотворительности.
Вторая ступень – когда человек нуждается, и ты даешь ему прежде, чем он попросит.
Третья ступень – он уже попросил, но ты даешь ему так, что не знаешь, кому даешь, а он не знает, у кого берет. Как это делается? В каждой общине должен быть человек, который распоряжается фондом цдаки, умный и полностью достойный доверия.
Четвертая ступень – когда ты знаешь, кому даешь, а он не знает, кто ему дает. Были мудрецы, которые тайком подбрасывали к дверям бедняков деньги без их ведома.
Пятая ступень – когда он знает, у кого берет, а ты не знаешь, кто у тебя берет: человек забрасывает узелок с деньгами за спину, и те, кому надо, подходят и берут.
Шестая ступень – когда ты даешь ему из рук в руки, но с приветливым лицом.
Седьмая ступень – когда ты даешь человеку, но меньше, чем ему нужно.
И хуже всего, когда ты даешь с кислой физиономией[2].
Шульхан арух кратко подытоживает:
Человек должен давать цдаку радостно и всячески способствовать тому, чтобы бедняк чувствовал себя хорошо.
https://lechaim.ru/ARHIV/211/olman.htm