вторник, 24 марта 2020 г.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ "ХИНИКС ПШЕНИЦЫ ЗА ДИНАРИЙ"?

Откр. 6:5-6
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Стих 6 в переводе Давида Стерна:
Тогда посреди четырёх живых существ я услышал звук, напоминающий голос, говоривший: "Килограмм пшеницы за однодневную плату! Три килограмма ячменя за ту же цену! Но не повреждай масла и вина!"

Уильям Баркли пишет:
Мы лучше поймем скрывающуюся за этим отрывком идею, если будем помнить, что Иоанн описывает не конец мира, а признаки и события, которые будут ему предшествовать. И черный конь, и его всадник символизируют здесь сильный голод, связанный с многочисленными лишениями, но не настолько жестокий, чтобы вызывать голодную смерть. Есть пшеница, но по непомерно высоким ценам, и это вовсе не затрагивает вино и елей.

В Палестине было три главных культуры: зерно, вино и елей (масло), и именно они упоминаются всегда, когда речь идет о сельскохозяйственных культурах страны (Втор. 7,13; 11,14; 28,51; Ос. 2,8.22). У всадника черного коня была мера в руках. В Ветхом Завете фраза кушать хлеб по весу значит крайнюю нехватку. В Книге Левит Бог грозит, что если народ будет непослушным им, "будут отдавать хлеб ваш весом" (Лев. 26,26). И Иезекиилю Бог грозит: "Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и в печали" (Иез. 4,16).

Кроме того, вполне возможно, что когда нет хлеба, может быть вино и елей. У оливковых деревьев и у виноградных лоз корни уходят гораздо глубже в землю, чем у зерновых, и они могут выдержать засуху, которая совершенно уничтожит урожай зерновых культур. Когда Иакову пришлось во время голода посылать сыновей за зерном в Египет к Иосифу, он мог послать туда "плодов земли сей" в дар (Быт. 43,11). Действительно, в ситуации, когда имеется много вина и елея, а зерно невероятно дорого, можно сказать, что предметов роскоши в изобилии, а необходимого недостаточно.

Каковы были размеры голода видно из слов, раздавшихся из среды животных. Одна малая хлебная мера пшеницы или три малых мер ячменя стоит динарий. Малая мера, хиникс, составляла чуть больше литра, и в античности считалось необходимой для мужчины дневной нормой. А динарий составлял дневную заработную плату поденщика. Обычно за динарий можно было купить от восьми до шестнадцати мер пшеницы, и в 3-4 раза больше ячменя. Таким образом, Иоанн предсказывает ситуацию, когда человеку придется работать целый день, чтобы заработать себе на пропитание, и ничего не будет оставаться на покрытие других потребностей, и вовсе ничего на жену и семью. Если он покупает вместо пшеницы много уступающий ей по качеству ячмень, то мог выкроить что-нибудь для жены и детей, но опять же больше ничего купить не может.

(Откровение 6 глава – Библия: https://bible.by/barclay/66/6/)

Комментарий Далласской семинарии

Исходя из того, что вино – символ крови Христовой, а елей – символ благодати, вторая часть фразы – относительно «вина и елея» – может быть понята в духовном смысле – как указание на то, что и в годину великой скорби не будут повреждены, а, значит, продолжат свое действие факторы спасающей Крови и благодати. Подтверждение этому находим в «пришедших на небо от великой скорби» (Откр. 7:14).
(Откровение 6 глава – Библия: https://bible.by/dallas/66/6)