суббота, 6 октября 2018 г.

ИИСУС В ЛОДКЕ И ШТОРМ

«И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.» (Мф. 8:23-26)

великое волнение -
 у Д. Стерна: неистовый шторм  
 
После Нагорной проповеди у учеников Йешуа было испытание. Наступило время практической проверки твердости их веры в Бога! Как-раз в таких ситуациях укрепляется, цементируется вера наша! Мы должны понять нашу полную зависимость от Господа, без Него мы – ничто! И в смирении, из глубины сердца взывать к Нему!  
 
«Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.» (Ис. 43:1-2)
 
«трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;» (Ис. 42:3)
 
«трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;» (Мф. 12:20)
 
"Но эта история имеет намного большее значение. Значение ее заключается не в том, что Иисус успокоил шторм в Галилее, а в том, что там, где присутствует Иисус, шторм жизни стихает. Это значит, что в присутствии Иисуса самые страшные бури успокаиваются.

Когда дует холодный, мрачный ветер скорби, присутствие Иисуса Христа дает нам успокоение и утешение. Когда налетает горячий порыв страсти, присутствие Иисуса Христа дает нам мир и защиту. Когда ураган сомнений пытаемся вырвать сами корни нашей веры, в присутствии Иисуса Христа находим мы прочную безопасность. Любой шторм, сотрясающий человеческое сердце, утихает, когда с нами Иисус Христос." (У. Баркли)
 
«Как буря очищает воздух от вредного угара, так Господь хочет бурями скорби очистить наши сердца от угара недобрых страстей и похотей. Конечно, каждое наказание, когда оно постигает нас, не в радость, но зато после оно дает мирный плод праведности тем, которые испытаны через него. Лишь во дни бедствий и нужды мы осознаём, как мы слабы, что мы прах. Но именно тогда мы учимся понимать Божье слово, гласящее, что Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас; Бог для нас - Бог во спасение. Во власти Господа Вседержителя врата смерти. Ибо Он говорит своим: "Падут подле тебя тысяча, и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизятся". Часы нашей жизни, наиболее наполненные страхом, одновременно являются и наиболее благодатными для нашего внутреннего человека. Если мы это и не можем еще уразуметь и почувствовать, пока длятся бури и искушения, то всё это мы испытаем после. Да, блажен человек, который переносит искушения, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. Если мы со вниманием отнесемся к этому обетованию, данному искушаемым, то также должны будем сказать: "Крест, который мы претерпели, мы не променяем на все сокровища мира, ибо венец жизни дороже, нежели все сокровища мира".» (http://www.svitlo.by.ru/propowed/blum/epifan04.htm)

«Мы видим растерянность учеников перед опасностью. Кто решился идти за Христом, пусть знает, что ему не избежать трудностей. «И вот, сделалось великое волнение на море». Эта буря была ради них. Христос хочет показать им, что те, кто переправляется с Ним через океан этой жизни на другой берег, должен ожидать на своем пути бури. Прежде вечного покоя – смута житейского моря.»

«Господь «встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина». Обыкновенно после бури бывает еще какое-то волнение воды, прежде чем она совершенно успокоится. Но когда Христос говорит, – не только прекращается буря, но все следы ее исчезают. И мы знаем, что великие бури сомнений и страхов в душе сменяются иногда чудесным покоем.» (Протоиерей Александр Шаргунов http://www.pravoslavie.ru/put/3358.htm)

О Галилейском море (озере Кинерет)

"Галилейское море очень маленькое: его длина 21 км с севера на юг, а ширина - 12 км с запада на восток. Долина реки Иордан образует глубокую расселину в земной поверхности и Галилейское море является частью этой расселины, которая находится на 208 м ниже уровня моря, что и обеспечивает ей теплый и благодатный климат, но это влечет за собой и некоторые опасности. На западной стороне озера находятся холмы с долинами и оврагами, и когда идет западный ветер, эти долины и овраги выполняют роль своеобразных гигантских воронок. Воздух в них как бы сжимается и вырывается на озеро с дикой силой и удивительно внезапно, так что сиюминутное спокойствие может в следующий момент обратиться в яростный шторм. Штормы на Галилейском море уникальны по своей внезапности и силе. Английский путешественник У. Г. Томсон так описывает свои впечатления на берегах Галилейского моря:

"Мы расставили свои палатки на берегу и пробыли в течение трех дней на ужасном ветру. Нам пришлось дополнительно укрепить все крепежные канаты и нам часто приходилось висеть на них всем своим весом, чтобы шатающуюся палатку не унесло целиком в воздух... Все озеро, насколько было видно, бушевало; волны часто докатывались до наших дверей и набрасывались на веревки с такой силой, как будто хотели унести крепежные колышки. Более того, ветры были не только яростны, но они налетали внезапно и часто при совершенно ясном небе. Однажды я отправился поплавать рядом в горячих ванных и прежде чем я успел это осознать, с гор налетел ветер с такой силой, что мне стоило больших трудностей снова добраться до берега".

Другой англичанин, проведший многие годы в Галилее, так описывает один случай:

"Группа туристов стояла на берегу Тивериадского озера и любуясь гладкостью водяной поверхности и небольшими размерами озера, все высказывали сомнения относительно описанных в Евангелиях штормов. И почти внезапно налетел ветер. Через 20 минут море было белым от покрытых пеной волн. Большие волны прибоя бились о башни, стоящие по углам стен, и туристам пришлось искать убежища от ослепительных брызг даже здесь, на расстоянии почти 200 м от берега"." (У. Баркли) 
Традиция

"... Святой, благословен Он, дал Израилю три драгоценных дара, и все они были даны через испытания. Это - Тора, Земля Израилева и мир грядущий." (Брахот 5а)
 

"Один еврей, полагая, что Небеса посылают ему слишком много испытаний, отправился к ребе, чтобы тот посоветовал ему, как уменьшить их количество.

В дом ребе он попал в послеобеденное время, и его попросили подождать в приемной. Незаметно для себя еврей уснул и увидел сон. Будто стоит он перед Высшим Судом, и на большие весы складывают его поступки: на правую чашу — добрые дела, на левую — ошибки и провинности. Смотрит еврей — левая чаша под весом ошибок опустилась вниз, а правая — все еще наверху. Не избежать ему сурового приговора… Но тут слово взял «адвокат» и предложил положить на правую чашу весов пережитые этим человеком испытания. Чаша «добрых дел» поползла вниз и застыла, так и не спустившись до уровня левой чаши. А испытания к тому моменту закончились…

— Добавьте мне испытаний! — взволнованно закричал еврей. И проснулся.

На крик из кабинета выглянул ребе и сказал:

По-моему тебе уже не нужны мои рекомендации — ответ на свой вопрос ты уже получил…" (
http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=berakhot&menu=43)
 
"ЗАЧЕМ ТЫ УСОМНИЛСЯ?"

«И тотчас понудил Йешуа (Иисус) учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Йешуа (Иисус), идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Йешуа (Иисус) тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Кефа (Петр) сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Кефа (Петр) пошел по воде, чтобы подойти к Йешуа (Иисусу), но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Йешуа (Иисус) тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих.» (Мф. 14:22-32) 

«Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.» (Мф. 14:33)

24 и ее било волнами, потому что ветер был противный - сколько таких волн, ветра противного в нашей жизни. Но унывать не следует, нужно верить! 

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Йешуа (Иисус) - Господь приходит в самую последнюю стражу (между третьим и шестым часами ночи). Как важно терпение!

31 Йешуа (Иисус) тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? - Йешуа тотчас, немедленно, сразу же помог - простер руку, поддержал Кефу. Если у нас в жизни дует сильный ветер, важно знать: Господь рядом, Спаситель рядом! Он прострет руку и поддержит нас! Не нужно сомневаться, колебаться! 

«Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.» (Евр. 10:38-39)

«Как мало веры! - у Кифы, хотя мгновение назад его вера была велика (ст. 29). Вера всегда существует только в настоящем времени; она не растёт подобно денежному счёту в банке (см. Яак.1:6-7). Обличение Йешуа восстановило веру: обратно в лодку Кифа пришёл по воде (ст. 32). Из этого мы узнаем ценность верно обоснованного обличения, обращённого к духовно отзывчивым, то есть к открытым для исправлений людям.» (Комментарий Д. Стерна к Еврейскому Новому Завету http://tikvaisrael.com/biblio/Stern_new_test/matityagu_14.htm#K008)

"Для чего Господь восходит на гору? Чтобы научить нас, насколько удобны пустыня и уединение, когда нужно молиться Богу. Для того Он часто уходит в пустыни, и неоднократно проводит там ночи в молитве, уча нас избирать такое время и место, которые бы нас располагали к спокойной молитве. Пустыня есть матерь безмолвия, покой и пристань, укрывающая нас от всякой тревоги. Итак, Христос для молитвы взошел на гору; а ученики опять борются с волнами и претерпевают бурю, как и прежде. Но тогда во время бури Христос был с ними на корабле, а теперь они одни. Господь постепенно и мало-помалу ведет их к большему, и приучает переносить все мужественно. Поэтому-то, когда они в первый раз подвергались опасности, был с ними, хотя и спал, чтобы тем самым успокоить их; теперь же, ведя их к большему терпению, поступает иначе: уходит от них, попускает буре застигнуть их среди моря, так что им не оставалось никакой надежды к спасению, и на всю ночь оставляет их бороться с волнами, - чем, думаю, хотел тронуть жестокое их сердце. Таковое действие должен был произвести страх, возбужденный как бурей, так и ночным временем. Сверх сердечного умиления, Господь располагает их к сильнейшему желанию быть с Ним и непрестанному памятованию о Нем. Вот почему Он не тотчас явился к ним, но, как говорит евангелист, "в четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю" (Матф. 14:25), - чем научал их не искать скорого избавления от окружающих бедствий, но мужественно переносить все, что ни случится. Но когда они ожидали избавления, страх еще более увеличился. "И ученики, увидев Его идущего по морю", говорит евангелист, "встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали" (Матф. 14:26). Господь и всегда так поступает: когда хочет прекратить бедствия, насылает другие, тягчайшие и ужаснейшие. Так было и в настоящем случае: кроме бури, и явление Христово устрашило их не менее бури. Христос не рассеял тьмы и не вдруг открыл Себя ученикам, чтобы продолжительностью страха укрепить их, как сказал я, и приучить к терпению. Так поступлено было и с Иовом. Когда Богу угодно было прекратить его страх и искушение, попустил, чтобы последнее страдание было тягчайшим. Я разумею здесь не смерть детей и слова жены, но укоризны рабов и друзей. Равным образом, когда Бог хотел Иакова избавить от бедствования на чужой стороне, попустил, чтоб открылись новые беспокойства и непрестанно увеличивались. Тесть настиг его на пути и угрожал смертью, а потом брат, хотевший перехватить на дороге, поверг его в крайнюю опасность. Так как человеку не возможно вынести искушений продолжительных и сильных, то Господь, желая, чтобы праведники приобрели больше, перед окончанием их подвигов увеличивает испытания. Так поступил Он и с Авраамом, назначив ему последним искушением заклание сына. И несносное делается сносным, когда налагается на человека при дверях, незадолго до освобождения. Так поступил Христос и в настоящем случае: не прежде открыл Себя апостолам, чем они возопили. Чем более увеличивалось беспокойство, тем приятнее для них было пришествие Христово." (И. Златоуст http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z07_2/Z07_2_06.htm)