воскресенье, 26 августа 2018 г.

ПОЧЕМУ БОГ СКАЗАЛ МОИСЕЮ СНЯТЬ ОБУВЬ?

«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.» (Исх. 3:5)
 
Снять обувь - это "снять" все плотское и целиком подчиниться Богу, сдаться Ему!
 
«Йешуа (Иисус) говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.» (Ин. 13:10)
 
Святая земля – это не физическое, а духовное место. Повелевая Моисею снять обувь в связи с тем, что тот стоял на святой земле, Бог не имел в виду участок земли размером два на четыре. Он говорил о духовном состоянии. Святой Бог требует, чтобы святой человек стоял на святой земле. Бог не может использовать человека, пока тот не ступит на святую землю.
 
Это место было святым! Какое место? Это место есть духовное состояние, которого, в конечном счете, достиг Моисей. Это место есть момент в духовном развитии Моисея, когда Бог начал говорить с ним. Он достиг такого духовного уровня, когда был готов к восприятию, открыт к слышанью, полон желания отвечать на призыв Святого Бога. (Давид Вилкерсон http://davidwilkersoninrussian.blogspot.com/2010/05/blog-post_21.html)
 
Только подумайте: Моисей стоял в преддверии исполнения вечного Божьего предназначения для его жизни. Моисею предстояло исполнить великое Божье назначение - вывод Израильского народа из рабства. Но, прежде чем это сделать. Бог хотел показать Моисею, на какой почве можно человеку приблизиться к Господу: только на почве святости. Проще говоря, Моисей был призван к личному общению со святым Богом - а к этому надо быть подготовленным! (Давид Вилкерсон http://hvep.z16.ru/propovedi.php?id_st=26)
 

Абарбанель о терновом кусте и снятии обуви

 
56. Терновый куст и снятие ботинок (3:5—6)
 
Б-г показал Моше-рабейну горящий терновый куст, который символизирует унижение евреев в Египте: пока они там находились, они были похожи на терновник, никчемную колючку. Своим презренным положением среди прочих растений, своей ролью сухого куста, «лишенного вида и великолепия», терновник напоминал нынешнюю ситуацию евреев в Египте. А огонь, который охватил этот терновник, символизировал и грядущее избавление, и те бедствия, которые обрушились на евреев. А когда Моше увидел, что куст не сгорает в огне, он понял, что еврейский народ не будет полностью уничтожен его врагами, сколько несчастий ему ни пришлось бы перенести.
 
И вот, когда Моше-рабейну увидел все это, он подошел ближе, чтобы узнать причину происходящего. А причины он искал естественные, логические, и поэтому Б-г сказал ему: «Сними ботинки со своих ног». Ботинки здесь символизируют приземленные, человеческие рассуждения. Дело в том, что Моше начал рассуждать, доискиваясь оснований изгнания и избавления через человеческий разум, а Б-г сообщил ему, что эти размышления бессмысленны и не подобают важности темы. Ведь изгнание — это результат прямого Б-жественного вмешательства, и избавление тоже будет чудесным, ни к каким естественным причинам не сводящимся. Об этом говорит вторая часть стиха: «…ибо земля, на которой ты стоишь, — это святая земля». То есть, все, о чем ты думаешь, будет развиваться не естественным путем, но определено Б-жественным управлением и волей.
 
Теми же самыми словами «Сними свою обувь» и по той же причине Б-г обращается к Йеошуа. Когда евреи дошли до Йерихо, Йеошуа стал продумывать, как бы захватить этот город и какие применить для этого военные приемы и хитрости. И как раз тогда, когда он был занят этими размышлениями, ему явился Б-жий ангел в виде человека, который стоял перед ним с обнаженным мечом в руке. Когда Йеошуа спросил его: «Ты из наших или из врагов?» — тот ответил: «Нет, я — военачальник армии Б-га. Сейчас я пришел». Он хотел сказать ему: «Все обстоит не так, как ты думаешь. Ты — не военачальник этого лагеря, и не ты будешь руководить этим сражением, так что не тебе и спрашивать: “Из наших я или из врагов?” Все не так: не ты — военачальник армии Б-га, а я». Этим он показал Йеошуа, что город будет захвачен чудесным образом, а не силой и не военной мощью. Тогда Йеошуа склонился до земли и признал власть этого ангела, согласившись с тем, что он — истинный военачальник. Поэтому Йеошуа спросил его: «Что мой господин скажет рабу своему?» Он сказал: «Ты будешь властителем, и тебе принадлежит право командовать как военачальнику; я же буду одним из твоих подчиненных». И тогда ангел сказал ему: «Сними обувь со своих ног». То есть, размышления о путях военного захвата Йерихо, которыми он был занят, следует отбросить. Ангел объяснил это, сказав: «…потому что место, на котором ты стоишь, — святое». Другими словами, на самом деле захват города будет чудесным, а не военным.
 
Но в одном отношении обращение к Йеошуа отличается от разговора с Моше. Поскольку Йеошуа размышлял только об этом конкретном городе, ангел употребил слово «обувь» в единственном числе. А Моше-рабейну обдумывал проблему изгнания, порабощения и избавления в целом, поэтому ему было сказано: «Сними свои ботинки», — во множественном числе.
 
Слова, обращенные к Моше-рабейну, отличаются от обращения к Йеошуа и еще в одном отношении. Моше-рабейну был занят мыслями обо всем народе и всей его истории, поэтому ему сказано: «То место, на котором ты стоишь, — это святая земля». А Йеошуа сказано так: «Место, на котором ты стоишь, — святое». Снова мы видим, что Йеошуа отвечают только на то, что его волнует: на его размышления о Йерихо. Слово «место» в обеих фразах относится именно к размышлениям. Мы находим пример такого использования этого слова, например, в стихе «Вот, место со Мной…», где речь идет о мысли Б-га о мире и Его наблюдении за ним (таким образом это объясняет Рамбам в Морэ Невухим). А поскольку в начале фразы понятие места уже использовано в переносном смысле, так же оно используется и в конце фразы — «…это святая земля», что означает: «Это — область приложения Б-жественной мысли и Б-жественного управления».
 
И действительно, мы видим, что и Йеошуа не воспринимает слов ангела в их буквальном значении. Когда стих говорит: «И сделал Йеошуа так», — мы не видим, что он на самом деле снял обувь. Речь идет о том, что он оставил свои ненужные размышления о том, как ухитриться выиграть бой и захватить город, то есть, исполнил как раз то, чего потребовал от него ангел. Именно поэтому стих сразу же говорит: «А Йерихо закрыт и замкнут перед сыновьями Израиля», — другими словами, нет никакой возможности захватить его обычными, человеческими средствами, и такая возможность появилась лишь тогда, когда сказал Б-г Йеошуа: «…и обойдешь город…»
 
Теперь понятно, что слова «Сними свою обувь» выражают требование оставить мысли о материальном, и теперь становится ясно также, почему Б-г после этого говорит Йеошуа: «Я — Б-г твоего отца, Б-г Авраама…» Б-г хочет сказать: «Я, Мое управление — причина и изгнания, и выживания евреев в изгнании, и последующего Избавления. Все это происходит не случайно и не по каким-то естественным законам». (Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, из цикла «Избранные комментарии на недельную главу» http://toldot.ru/tora/articles/articles_20569.html)
 

ВОЖДЬ ВОИНСТВА ГОСПОДНЯ

 
Какая потрясающая сцена встречи Иеhошуа с вождем воинства Господня:
 
«Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.» (Иис. 5:13-15)
 
Стих 5:13: комментарий Кли Якара

Следующая "сцена" (5:13) про то, что близ Иерихо (в степи иерихонской) "Ие
hошуа поднял глаза и увидел, что человек стоит против него и в руке у него обнаженный меч, и Иеhошуа подошел к нему и сказал: "ты за нас или за наших недругов?" и он ответил: "ло ки ани сар цва hа-Шем" - "нет, я вождь воинства Господа".
 
О.В. Насколько необычно это явление ангела? Надо напомнить, что наши великие предки общались с ангелами нередко. Даже Агарь - служанка Авраама, тоже общалась с ангелом. То что пророк видит ангела само по себе не удивительно.
 
Этот диалог несколько странен. Иеhошуа говорит: "ты за нас или не за нас?", а тот отвечает на это: "Нет". Что значит это "нет"? Есть замечательный комментарий, который цитирует Кли-Якар (рав Шмуль Линеада). Если бы ангел хотел так "представиться", то во-первых, ангелам не свойственно похваляться и он должен был бы в этой фразе слово "ани " поставить в конец. Что происходит? Иеhошуа готовится к осаде города, и он пока еще плохо представляет, как это надо делать. Ему было сказано завоевывать Землю, и он начинает с этого города и строит планы осады, как и полагается военачальнику. И вдруг перед ним возникает этот "муж" с обнаженным мечем и говорит, что он - военачальник воинства Всевышнего. Он как бы говорит: "ты думаешь, что ты военачальник, и тебе надо выработать план захвата этого города? Оставь эти дурацкие и совершенно безнадежные мысли. Этот город задуман быть абсолютно неприступным. И командовать здесь буду я." Кли-Якар приходит к выводу о том, что обстановка была такова: Иеhошуа находился ближе всего к Иерихо, в стороне от всего народа, и пытался построить план осады, а этот муж возник между Иеhошуа и народом, лицом к Иеhошуа. Тогда Иеhошуа спрашивает: "за кого ты?" Потому что, если ты "с нами", то зачем у тебя меч, а если ты "за них", то почему ты стоишь к ним лицом?
 
Продолжение комментария Кли-Якара на стих 5:13

Итак, Йехошуа ходит вокруг города Йерихо и пытается построить план осады, а ангел говорит ему: "Я - военочальник армии Всевышнего". Кли-Якар, подытоживая мнения предшествующих комментаторов, объясняет, что здесь ангел не только вручает свою "визитную карточку", и не только представляется, как "важный командир", а говорит: "Нет", что на самом деле самое важное, так как этим словом он отвечает на вопрос: "Ты за нас или - за них?" Что же означает это слово "Нет"? - Это значит, что ангел хочет сказать Йе
hошуа, что тот ошибается, если думает, что ему под силу справиться с осадой Йерихо, потому что этот город невозможно взять естественным путем. И ангел говорит: "Начальник воинства Всевышнего не ты, а - я. Ты же получишь инструкции с Неба и будешь их исполнять". (Лекции З.Дашевского по Книге Иеhошуа http://www.machanaim.org/tanach/_da_ieh/ieh-8.htm http://www.machanaim.org/tanach/_da_ieh/ieh-9.htm)
 
- - -
 
«Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.» (Иис. 5:15)

«Иерихон заперся и был заперт от [страха] сынов Израилевых: никто не выходил [из него] и никто не входил.» (Иис. 5:16)

Как связаны эти два стиха? Снять обувь - это снять все плотское и открыться Богу. А Иерихон заперся - заперся в своем нечестии.   
 

ВИДЕТЬ И БЛАГОГОВЕТЬ

 
"Еврейское слово ra'ah (רָאָה)," видеть", связано со словом yirah (יִרְאָה), "страх ". Когда мы действительно видим жизнь (когда откроем духовные глаза - прим. В.Н.), мы будем наполнены удивлением и благоговением... Каждый куст будет гореть с Присутствием Бога, и земля, по которой мы ходим, воспримется, как святая (Исх. 3:2-5). Ничто не покажется маленьким или незначительным. В этом смысле "страх и трепет "(φόβοv καὶ τρόμοv) пред Господом - это описание внутреннего осознания святости жизни." (https://www.facebook.com/pages/Hebrew-for-Christians/56347292809?ref=stream)