воскресенье, 17 ноября 2019 г.

ЧТО ИЗВЕСТНО О ХЕТТУРЕ И ЕЕ СЫНОВЬЯХ?

ЧТО ИЗВЕСТНО О ВТОРОЙ ЖЕНЕ АВРААМА ХЕТТУРЕ - КЕТУРЕ И ЕЕ СЫНОВЬЯХ?

Быт. 25:1-6
И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру (Кетуру).
Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.
Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим.
Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры.
И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему],
а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную.

Как пишут еврейские комментаторы, именем Кетура она названа потому, что «приятны ее деяния, как благовоние Кторет».

Ориген

От нашего внимания не должно ускользнуть историческое описание того, какие и какого рода были поколения, произошедшие от Хеттуры. Ибо, помня о таких вещах, мы скорее поймем, что говорится о различных народах в Библии. Например, когда говорится, что Моисей взял в жены дочь Иофора, священника Мадиамского (см. Исх. 2:16-213:1), сам Мадиам есть не кто иной, как сын Хеттуры и Авраама (см. Быт. 25:2). Узнаем тогда, что жена Моисея происходит из семени Авраама и не относится к инородцам. А когда написано о Кедаре, не менее интересно знать, что Кедар происходит из самого рода Хеттуры и Авраама.

Толковая Библия Лопухина

Шесть сынов Хеттуры были родоначальниками целого рода новых кочевых племен Аравии; но имена этих племен, за исключением только разве мадиоанитян, остались почти неизвестными в последующей библейской истории.

Свт. Филарет (Дроздов)

а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную

Наложниц. То есть Агари и Хеттуры. Достойно примечания, что Хеттура, взятая в супружество по смерти Сарры тогда, когда Авраам не имел иной жены, называется только наложницею. Так уважается единоженство.

ИЗ ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

Раби Менаше бен Исраэль уточняет, что «страна востока», в которую были отосланы сыновья Кетуры, — это Индия, а «первые абрахаманим, называемые сегодня “кастой брахманов”, были сыновьями праотца Авраама, …и они распространили его учение (о переселении душ) по всей Индии» (Нишмат хаим 4:21). А по некоторым мнениям, часть из сыновей Кетуры обосновались даже на Дальнем Востоке (Мишнат ахоломот стр.25—26).

Авраам повелел своим сыновьям от Кетуры оставаться в «стране востока» лишь до тех пор, пока евреи будут находиться в зависимости от других народов — у себя на родине или в изгнании. Но как только потомкам Кетуры станет известно, что сыны Израиля обрели надежную независимость, они должны вернуться на Святую Землю и своей помощью и праведным служением еврейскому народу удостоиться вместе с ним прихода царя-Машиаха. В период правления царя Шломо (см.) потомки сыновей Кетуры, решившие, что царствование Машиаха уже началось, прислали в Иерусалим посольство, во главе которого стояла царица Шева, властительница государства,основанного внуком Авраама и Кетуры (см. Берешит25:3), — однако выяснилось, что срок еще не настал (Мидраш агадоль; Бешем амро, Хаей Сара 25:6).

Но свое основное богатство —право на Землю Израиля, а также знание Торы и заповедей — Авраам передал только Ицхаку (Санхедрин 91а; Рамбам, Авода зара 1:3) (https://toldot.ru/rabbanim/rabbanim_20472.html)