вторник, 19 ноября 2019 г.

ГДЕ АВРААМ ВСТРЕЧАЛ ГОСТЕЙ?

Быт. 18:1
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ: ВО ВРЕМЯ ЗНОЯ ДНЕВНОГО, ПОСЛЕ ОБРЕЗАНИЯ (БЫТ. 17), АВРААМ НЕ ОТДЫХАЕТ В ДОМЕ, А ВСТРЕЧАЕТ ГОСТЕЙ! У АВРААМА МЫ УЧИМСЯ ХЕСЕДУ - МИЛОСТИ, КОРНЕМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЮБОВЬ. ЭТО ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ МЕССИАНСКИХ КАЧЕСТВ!

«Величие Авраама не только в том, что он сделал, а в том, что сделал это бескорыстно, — утверждал реб Исроель Салантер. — Представьте себе, что, увидев трех путников, человек спешит им на помощь для того, чтобы получить чаевые. Намерение извлечь выгоду пре­вращает акт милосердия в работу прислуги». Тот, кто, помогая людям, думает: «А что я с этого буду иметь?», превращает свой поступок во взятку, ведь он дает, для того чтобы взять. Отношения между людьми — это не сделка: ты — мне, я — тебе. Лишь бескорыстные поступки строят искренние и прочные отношения между людьми… (www.toldot.ru)

Гирш пишет: Нет, не зря сидел Авраам под палящим солнцем у входа в свой шатер. Если что-то и унаследовали его бесконечно проклинаемые потомки-евреи, так это гениальную способность любить всех людей. И этого никто не может отрицать. Когда время требует открытого сердца, протянутых навстречу рук, готового всех принять дома, когда для помощи людям необходимы самоотверженность и самопожертвование (благословение Богу, эта искра учения Авраама не потерялась, ее можно встретить и среди неевреев), — тогда даже ненавистники евреев в первую очередь обращаются за помощью к ним.

Ориген

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного -

Но давайте посмотрим, что есть это дерево, под которым стоял Авраам и устраивал трапезу Господу и ангелам... Мамре на наш язык передается как «видение» или острота зрения. Видишь ли, в каком месте Бог может иметь трапезу? Видение и острота зрения Авраама была любезна Богу: поскольку он был чист сердцем, он мог видеть Бога (ср. Мф. 5:8). В таком месте и в таком сердце может Бог пировать с ангелами. Ведь не случайно бывшие до того пророки назывались прозорливцами (ср. 1 Цар. 9:9).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного -  

«И явился ему Господь у дубравы Мамре…» Замена здесь собственного имени Авраама личным местоимением - «ему» свидетельствует о том, что данная глава стоит в самой тесной связи с предшествующей и составляет как бы ее продолжение. Но самые начальные слова главы не оставляют сомнения в том, что здесь речь о новом богоявлении, хотя и бывшем вскоре за предшествующим (Быт. 18:14, ср. Быт. 17:21). Местом этого богоявления была та самая дубрава союзника Авраамова аморреянина Мамре, в которой поселился Авраам по возвращении своем из Египта (Быт. 13:18; Быт. 14:13) и которая находилась в окрестностях Хеврона.

«когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного…» Упоминание о времени этого богоявления, именно о том, что оно происходило не во сне, и не ночью, а днем и даже в середине дня, по мнению экзегетов, устанавливает его полную реальность. Самые же детали этой картины как нельзя лучше совпадают с обычаями и нравами древнего Востока, жители которого любили выходить в послеполуденные часы дневного зноя под прохладную тень своих палаток и поджидать здесь гостей, нуждающихся в подкреплении и покое (Быт. 19:1).

Раши

И явился ему Господь посетить больного человека. Р. Хама, сын Ханина сказал: это было на третий день после его обрезания и Святой, благословен Он, проведал его (Бава Мециа 86б)

он сидел - он хотел встать, но Святой, благословен Он, сказал ему: сиди, а Я буду стоять. Ты будешь примером для потомков... Бог стал в сонме судей... (Пс. 81:1) (Брейшит раба 48:7)

Оцарот

«А он сидит у входа в шатер на дневном зное» (18:1). Это было на третий день после его обрезания — в самый болезненный день. Что же сделал Всевышний, чтобы не напрягать Авраама? Вытащил Солнце из чехла и направил на землю его жар, подобный палящему огню. Кто же станет выходить наружу в такой день? Только сумасшедшие. Пусть так, но и они — создания Всевышнего. Он посылает Элиэзера, который говорит, что вокруг нет ни одной живой души. Но Авраам, во всем полагавшийся на него, утверждает, что рабам нельзя доверять. Он решает сам выйти и проверить (Ялкут Шимони 82).

Приходит Всевышний, чтобы навестить его, отвлечь его внимание явлением Шхины. Наш праотец Авраам разговаривает с Творцом, а сам посматривает — не идут ли гости? Ведь явление Шхины относится к миру награды, а гостеприимство — к миру служения.