среда, 24 сентября 2025 г.

ОСНОВЫ МЕССИАНСКОЙ ВЕРЫ


1. ЭМУНА: ВЕРА, ДОВЕРИЕ, ВЕРНОСТЬ 


Еврейское слово, обозначающее веру - эмуна. Эмуна имеет три значения: вера, верность, доверие.


«Аврам поверил (hээмин) Господу, и Он вменил ему это в праведность.» (Быт. 15:6)


«Здесь сказано (Авраам полностью доверился Б-гу). Вся предыдущая жизнь Авраама была полна веры, но теперь, обращаясь к Б-гу Авраам выразил свою веру. Прозрение будущего его народа еще больше укрепило его веру и увеличило возможности проявить ее на практике.» (Ш.-Р. Гирш)


«и поверил Богу Авраhам, у которого не было детей, искренне поверил в то, что его потомки будут так же многочисленны, как звезды небесные. Он был готов ждать...
засчитал ему это в праведность - Вера сама по себе является праведностью, так как тот, кто верит, не сомневается во всемогуществе Всевышнего и не свернет с пути, указанного ему Творцом.» (Сончино)


Б-г обращался Израилю, дал ему заповедь Шма:


«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.» (Втор. 6:4-5)


Пророк Аввакум сказал:
«... праведный своею верою жив будет.» (Авв. 2:4) 


Эмуна имеет связь со словом «ямин» (правая рука). Эта связь не случайна, т.к. в Псалме 109, стихе 1 мы читаем о Мессии, Который сидит справа от Бога. Таким образом, цель эмуны – привести к Мессии.


В Брит Хадаша (Новом Завете) расширяется значение слово "вера". В послании к Евреям говорится: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.» (Евр. 11:1) (Греческое pistis (вера) переводится также как: верность, доверие, убежденность, удостоверение.)


«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Йешуа (Иисуса) Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,» (Рим. 10:9)


«... всё возможно верующему.» (Марк. 9:23)


Вера - это плод Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5:22-23)


Есть и дар Духа - вера: «иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;» (1 Кор. 12:9)


Вопросы для повторения 


1. Что означает слово "ЭМУНА"?
2. В чем состояла вера Авраама?
3. Как произносится молитва Шма?
4. Какая связь между верой (эмуна) и правой рукой (ямин)?
5. Как расширяет понятие "вера" Новый Завет?


ПРАВИЛА ВЕРЫ 


(из книги р. Шалом Аруша "Сад веры")


Заработок  дается  человеку по мере его упования  на Всевышнего, а упование достигается  при помощи  веры. Поэтому если трудно  найти  заработок,  нужно  сосредоточить  все  силы  на работе  над верой  и уповании  на Творца.<...>


Если  человек   теряет имущество,  например,  его  обкрадывают, или  он теряет что-то, или  у него портится  дорогая  вещь и т. д., ему следует верить,  что это - от Господа  (1-е правило веры: «так хочет Господь»); он должен  верить, что это к его же благу (2-е правило: «все к лучшему»). Он должен  подумать о своих делах и поступках, чтобы  понять, что следует исправить (3-е правило:  «Господь  посылает  мне  знак»). Нет страданий  без греха, и есть такие грехи, за которые  человеку  посылается  материальный  ущерб,  о чем подробно  написано  в нашей  книге «Жизнь без долгов». (р. Шалом Аруш. Сад веры http://www.breslev.co.il) 


ЗНАКИ, КОТОРЫЕ ПОСЫЛАЕТ НАМ ТВОРЕЦ


Если человек не ищет повсюду намеков, которые посылает ему Господь благословенный, не вглядывается во все, что с ним происходит, стараясь понять, куда его ведут и на какой путь направляют, то он просто живет без контакта с Творцом. Небеса пытаются направить его - для его же блага — в какую-то сторону, а он упрямо рвется в другую; его останавливают, наказывают, бьют, а он продолжает упрямо идти в избранном направлении. Так проходит его жизнь в трудностях и неудачах, а он все удивляется: отчего у него ничего не выходит?
... цель страданий лишь в том, чтобы пробудить его к раскаянию, чтобы он начал жить по-настоящему, находя в жизни вкус и смысл (р. Шалом Аруш. Сад веры http://www.breslev.co.il).


Ибо, когда человек обратится   к Творцу и попросит   извинить тот грех, из-за которого приключились все беды, то притеснитель не только перестанет изводить его, но и станет ему верным другом, о чем написано в книге Ховот ѓа-левавот («Обязанности сердец») [1]: «Пусть знает (человек) в душе своей, что польза и вред — в руках Творца превознесенного. Если вред ему причинили другие люди, все равно пусть думает о них хорошо, считая причиной (своих невзгод) лишь себя самого и свои дурные дела, и взывает к Богу с мольбой об искуплении грехов своих. Тогда враги станут любить его, ибо написано: “Если Господь благоволит к путям человека, то и врагов его примирит с ним” [2]». (рав Шалом Аруш. Сад веры http://www.breslev.co.il) 


Человек, который верит, что постоянно находится пред Господом благословенным, а не перед женой, детьми, полицейским или кем-нибудь еще, не будет льстить, умолять, стараться еще как-либо повлиять на других, а тем более злиться и проклинать их. Он обратится к Тому, Кто всегда около него и посылает ему это испытание, поэтому только Он и может помочь (рав Шалом Аруш. Сад веры http://www.breslev.co.il).


... если у человека болят ноги, он должен задуматься: может  быть,  он обидел  жену,  или  слаб в вере, или  полон гордыни,  или  все время  злословит,  или  преступил  заповедь, связанную с имуществом,  — присвоил  чужое,  не давал десятину и т. д. И тогда станет  понятно,  в чем именно  он должен раскаяться. 


Денежные  потери  могут намекать на то, что человек  присвоил чужое,  или не отделяет  десятины  на дела милосердия,  или был  должен  кому-то  деньги… (рав Шалом Аруш. Сад веры http://www.breslev.co.il) 


2. ТШУВА: ПОКАЯНИЕ, ВОЗВРАЩЕНИЕ К БОГУ


Пс. 89:4
Ты возвращаешь (ташев) человека в прах (тление) и говоришь: "возвратитесь (шуву), сыны человеческие!"


Бог ВОЗВРАЩАЕТ в прах, чтобы человек ВОЗВРАТИЛСЯ к Нему! Покаяние - тшува - это и есть возвращение к Творцу!


Бог называет сильные испытания прахом, потому что человек создан из праха земного. Авраам говорит о себе, что он "прах и пепел". 
По сути, это не наказание, а возможность человеку задуматься: кто он? Прах и пепел! И если бы Бог не вложил в него дыхание жизни, он не стал бы душой живой, человеком!


Тора называет человека душой живой, потому что душа (а не плоть и кровь!) даст отчёт перед Престолом Славы (Кисэ Акавод) Его!


ПОКАЯНИЕ ИЗ СТРАХА И ПОКАЯНИЕ ИЗ ЛЮБВИ


Есть покаяние из страха (не попасть в ад), и есть покаяние из любви (как сказал один цадик: не хочу ни рая, ни блаженств, хочу Тебя и только Тебя!).


ПОКАЯНИЕ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ИСПОВЕДЬ!


Тшува - возвращение (от слова "шув" - поворот), покаяние:
1) Остановись в том, что ты делаешь не по Слову;
2) искренне сожалей о своем удалении от Бога;
3) исповедуйся в этом;
4) повернись к Богу.


Об этом говорил Петр:


Деян. 3:19
Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши...


ЕВРЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРИТЧУ О БЛУДНОМ СЫНЕ


В еврейской традиции "блудный сын", возвращающийся к Богу, называется бааль-тшува - господин покаяния. И такого человека считали рождённым заново.


В традиции рожденным заново считали:


- прозелита: «Реш Лакиш… сказал: “… прозелит словно новорожденный ребенок”» (Йевамот 62а) (похожее утверждение – у раби Йоси (Йевамот 48б));


- светского еврея, который позднее стал ортодоксальным иудеем, или еврея, отступившего от заповедей и затем сделавшего тшуву. Его называют бааль-тшува (господин покаяния);


- еврея, прошедшего бар-мицву («сын заповеди» - обряд совершеннолетия) (с 13-го в.);


- еврея, который женился;- еврея, который стал раввином;- еврея, ставшего царем.


Вопросы для повторения 


1. Что означает тшува? Объясните Пс. 89:4.
2. Чем отличается покаяние из страха и покаяние из любви?
3. Перечислите четыре этапа покаяния.
4. Кого еврейская называет "господином покаяния"?


НАЙДИ "ЦАРСКУЮ ДОЧЬ"!


Ицхак Ройтман


Еще один момент: говорят "искать Бога". Но что такое "Бог"? Как можно "искать" то, о чем у меня нет ни малейшего представления?
Рав Гинзбург говорит: ищи себя! В поисках себя ты найдешь Бога!


Когда человек грешит - он теряет самого себя.<...> Тшува - это найти самого себя! Найти потерянную "царскую дочь" - собственную душу! Излечить ее... Найдя себя - ты найдешь и Его!


3. ТФИЛА - МОЛИТВА


Слово "тфила" происходит от слова "легитпалель", означающее "судить самого себя". "Самой важной частью любой еврейской молитвы: просьбы, благодарения, хвалы Б-гу, молитвы покаяния - является самоанализ... (в этот) период времени, который мы проводим (в молитве), (мы) заглядываем внутрь себя, ища нашу роль в мире и нашу связь с Б-гом." (http://www.jewfaq.org/prayer.htm)     


КАК МОЛИЛСЯ ДАВИД?


ДАВИД: "Я ВЕСЬ - МОЛИТВА!"


Пс. 108:4
за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь... (Тегилим, 109:4 : «... я (весь) - молитва!» (Иврит: АНИ ТФИЛА)


Давид говорит не просто, что он молится, а что ОН ВЕСЬ - МОЛИТВА!


"Я же только молюсь" – буквально: "А я – молитва" – мне ничего не остается делать, как только молиться о спасении Всевышнему (Радак от имени отца).


БЛАГОДАРЕНИЕ В МОЛИТВЕ


1Фесс. 5:18
За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия в Мессии Йешуа.


ТАЙНА БЛАГОДАРЕНИЯ


Благодарность, признание в молитве (одаа) — это не просто славословие и восхваление. Оно... выражение абсолютного чувства обязанности Творцу за все даруемые Им блага, признание человека, что ВСЕ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЕ, И ВСЕ, ЧТО У НЕГО ЕСТЬ - ОТ ВОЛИ ТВОРЦА.


<...> Человек рождается дикарем, а в природе дикарства заложено предположение, что “я всего добился сам”. Когда же человек выражает свою признательность Всевышнему, тем самым он признает, что нет у него ничего от себя» (Ханука 2). (р. Эуд Авицедек. "Даат тфила" https://toldot.com/articles/articles_30364.html)


ДОЖДЬ БЛАГОДАРЕНИЯ


Вы просыпаетесь утром и видите на улице влажный след от дождя, - так ощутите же благодарность Тому, Кто просыпал алмазы из своих сокровищ, пока вы безмятежно спали.
Приходило ли нам в голову, что дождь, помимо прочего, омывает и чистит нам улицы и дороги? Сколько средств бы пришлось вложить для найма рабочих, чтобы так, в одночасье, вымыть нам тротуары! Не положены ли Спускающему дождь наши БЛАГОДАРНОСТЬ И ЛЮБОВЬ?
И вообще, можно ли просто сказать «спасибо», и на этом – всё? ... «За каждую каплю, спустившуюся с Небес благодарить надо». За каждую каплю. Ведь любую из них требовалось нарастить и бережно к нам спустить. А раби Йеуда подтверждает и благодарит: «Благословится и возвысится Имя Того, Кто назначает и посылает мириады тысяч ангелов, чтобы только донести до нас каждую из крупинок дождя….» Но можно ли остановиться и на этом? Нет, говорит раби Йоханан: «Пусть бы даже были уста наши полны песнопений, как море, а язык наш - музыки, как нескончаемые гребни волн…», то и тогда наша благодарность оказалась бы мизерной и убогой, как коротенькие штанишки малыша.


И, наконец, - ещё одна маленькая мысль, - как хорошо, что эта Небесная вода чиста и спускается к нам полностью пригодная для питья! Не солона, подобно морской воде, не зловонна, как вода, употреблённая множество раз - круговорот, всё ж таки! Нет. Ведь это - Милость. Всё это - настоящая МИЛОСТЬ ТВОРЦА! (Вольный пересказ по книге «Ховат адам бэ оламо. Мидат акарат а-тов» https://toldot.com/blogs/akrasilschikov/akrasilschikov_1044.html)


УСЕРДНАЯ МОЛИТВА 


«Итак Кефу (Петра) стерегли в темнице, между тем церковь прилежно (усердно, ревностно, неустанно, горячо) молилась о нем Богу.» (Деян. 12:5)


церковь - мессианская община  (Еврейский Новый Завет в переводе Давида Стерна)


«Учение о молитве, состоящее из пяти пунктов: молитва должна быть:


1) усердной, не небрежной; 


2) продолжительной, непрерывной (форма греческого глагола указывает на продолжительность действия);


3) обращенной к Богу — она должна быть подлинным общением с живым Богом (которое возможно только через Йешуа, Йн. 14:6), а не пустым механическим повторением слов (Мат. 6:7) без веры (Me. 11:6);


4) конкретной, ясной (о нем, о Кефе); «вы не получаете, потому что не просите» (Яак. 4:2-3); и

5) коллективной (мессианская община) — верующий не призван вести обособленную жизнь, даже его личные молитвы не должны быть эгоистичными, но должны отражать его причастность к Телу Мессии.» (Давид Стерн. Комментарий к Еврейскому Новому Завету)


Вопросы для повторения 


1. Что означает слово "молитва"?
2. Почему Давид в Пс. 108:4 говорит "... я (весь) - молитва"?
3. Почему важно благодарить Бога, а не только просить?
4. Как молилась община за Петра?


Молитва Леви Ицхака, сына Сарры, из Бердичева (18-й в.)


Доброе утро, Владыка мира! 
Я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары, обращаюсь к Тебе... Чего Ты хочешь от возлюбленных Тобой сынов Израиля? Только и есть, что "Повелеваю сынам Израиля...", "Приказываю народу Израиля..." 
Милостивый Отец, на свете столько других народов - русские, немцы, англичане. И все они говорят: "Наше царство - всем царствам царство! Наш император - всем императорам император!" А я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары, говорю: Да славится и да святится великое Имя Его! И еще говорю я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары: Не сдвинусь я с этого места, пока не прекратятся наши страдания, пока не придет им конец... Да славится и святится Имя Всевышнего! ("Царица-суббота и ее подданные" http://www.judaicaru.org/library/shabbat_2.html)


4. ЦДАКА: ПРАВЕДНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ

КАК ПРАВИЛЬНО ДАВАТЬ?


Мессия учил, как правильно давать: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6:3-4)- 


Маймонид выделяет восемь ступеней цедаки, от низшей к высшей (Мишне Тора 10:7-15).


Давать нехотя, с плохим выражением лица. Но все равно это является выполнением заповеди.


Давать, но недостаточно.


Давать после того, что он попросил.


Давать напрямую бедняку, ещё до того что он попросил.


Дающий не знает, кому он дает, но бедняк знает, от кого он получает.


Дающий знает, кому он дает, но бедняк не знает, от кого он получает.


Дающий не знает, кому он дает, а бедняк не знает, от кого он получает.


Дать взаймы бедняку или найти ему работу, чтобы он мог поправить свои дела и он более не нуждался в посторонней помощи. (http://www.ejwiki.org/wiki/Цедака_(благотворительность))


Вопросы для повторения 

1. Как правильно давать?
2. Что означает удава?


5. СВЯТОСТЬ


Кавод - это еще и вес, тяжесть. Мы должны так почитать Бога, чтобы наше стремление, наша жажда к Нему перевешивала все другие нужды. Бог должен быть на первом месте!


«Старайтесь иметь шалом со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.» (Евр. 12:14)
 
и святость, без которой никто не увидит Господа - Святость, святые поступки исходят из глубины очищенного сердца.
 
КТО ЕСТЬ СВЯТОЙ?
 
Святой - кадош на иврите - отделенный. Верующий в Спасителя отделен от мира и прилеплен к Нему. Святость - это процесс. «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят].» (Лев. 20:7)
 
Два аспекта святости: кадош - отделенный и кавод - почитание. Мы должны быть отделенными от мирского и жаждать, искать Бога в молитве, в Слове и везде. Вся земля полна славы, святости Его! 
Святость - это шалом после войны духа и плоти, когда победа духа. (евр.) Мы должны быть водимы Святым Духом сегодня и всегда!


Не оставайтесь все время на одной и той же ступени. Размышляйте о возвышенности и славе Бога благословенного, чтобы наш трепет перед Ним все усиливался! Кто не поднимается, тот падает.

Мы должны стать чистым, покаянным сосудом, чтобы Бог благословенный мог изливать в нас по духовным каналам Свой свет: Свою мудрость, Свою милость, Свою радость, Свою любовь.
 
"Всевышний избрал народ Израиля и дал ему законы, соблюдение которых должно привнести святость в каждое мгновение жизни. Перед исполнением заповеди каждый еврей, соблюдающий закон, произносит благословение, которое начинается словами: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший...". Т. е. сама по себе заповедь воспринимается как нечто, что придает человеку святость." (Сончино http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc07_2.htm)
 
«Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас.» (Лев. 20:8)
 
Таким образом, путь к святости – через освящение. А освящение – через исполнение заповедей. Первая и наибольшая заповедь: «Йешуа (Иисус) сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;» (Мф. 22:37-38)
 
Любим ли мы Господа всем сердцем, всей душой и всем разумением?
 
«вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22:39-40)
 
«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.» (Рим. 6:22)
 
Святость - это не знатность, не тщеславие, не желание возвыситься над ближним.
 
«В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью (надменностью, высокомерием, гордостью), и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.» (Соф. 3:11-12)
 
11 тщеславящихся твоею знатностью - в переводе Д. Йосифона: высокомерно-радостных твоих (http://toraonline.ru/neviim/tzfanya.htm)
 
«Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;» (Рим. 12:16)
 
В переводе Д. Стерна, в Еврейском Новом Завете: "Будьте чуткими к нуждам друг друга - не думайте о себе, что вы лучше других, и дружите со смиренными. Не будьте самонадеянными."
 
НЕ ВЫСОКОМУДРСТВУЙТЕ - КАК ХОРОШО СКАЗАНО!
 
«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,» (2 Пет. 3:10-11)
 
Есть только один путь на Небеса: СВЯТАЯ, ЧИСТАЯ, ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ В СПАСИТЕЛЕ!
 
Путем святости шли праотцы Израиля, Моше, пророки, апостолы. А горькая зависть и соперничество Кораха и его сообщников привела их в преисподнюю: «и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.» (Чис. 16:32-33)

Вопросы для повторения 
 
1. Что такое святость?
2. Какие два аспекта святости Вы знаете?
3. Как святость связана с исполнением заповедей?

6. ЧТО ТАКОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ?

Воздержание - это плод духа (Гал. 5:23).

Воздержание и терпение ведут к благочестию (2Петра, 1:6).

ВОЗДЕРЖАНИЕ - ЭТО НАЧАЛО БЛАГОЧЕСТИЯ.

Воздержанность от чего?

1) В еде и напитках: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно..." (Лк. 21:34);

2) в вещах этого мира: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом." (1 Петр. 3:3-4);

3) в удовольствиях этого мира (вспомните, например, притчу о блудном сыне): "По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно." (Лк. 15:13); 

"Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною." (1 Кор. 6:12)

4) в мыслях: "Не будь слишком праведен (строг), и не выставляй себя слишком мудрым..." (Еккл. 7:16);

5) в словах: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны..." (Матф. 6:7);

6) воздержание от жены во время нида (ритуальный статус): "И к жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее." (Лев. 18:19)

БРАТЬ ИЗ ЭТОГО МИРА НАДО ТОЛЬКО ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО!

"Имея пропитание и одежду, будем довольны тем." (1Тим. 6:8)

10 ибо корень всех зол есть сребролюбие..."

... на каждого, кто стремится обрести качество воздержания, возложено «отступить вглубь своей территории» и построить ограду для себя, отказать себе в чем-то разрешенном и не запрещенном всему Израилю и воздержаться от этого, дабы дополнительно отдалиться от зла." (Рамхаль. Месилат йешарим)

ВОЗДЕРЖАНИЕ В ОДЕЖДЕ

Тора не ограничила красоту или форму одежды и украшений. <...> Но вместе с тем - кто же не знает, что роскошная, богатая одежда приводит к гордыне и несет с собой разврат, не говоря уже о зависти, вожделении и нечестности, которые сопутствуют всему, что приобретается за большие деньги! Сказали наши мудрецы (Берешит Раба 22:6): «Когда дурное начало видит, что человек ступает гордо, постоянно оправляет одежду и расчесывает волосы, [оно] говорит: “Этот — мой!”» (Рамхаль. Месилат йешарим)

СОБЛАЗН ГЛАЗ

Лучший способ приобрести качество воздержания — это разглядеть всю ничтожность удовольствий этого мира, низменность их и то великое зло, которое они могут собой породить. Ведь именно соблазн глаз, влекомых видимой полезностью и привлекательностью вещей, вводит в заблуждение природу человека настолько, что необходимы колоссальные усилия и хитрости, чтобы воздержаться от этих удовольствий. Подобный соблазн, по свидетельству Писания, послужил причиной первого совершенного [человеком] греха (Берешит 3:6): «И увидела женщина, что хорошо дерево для еды, и вожделенно для глаз… и взяла от плодов его, и ела…». (Там же)

НЕДОМЫСЛИЕ ЛИШАЕТ КАЧЕСТВА ВОЗДЕРЖАНИЯ 

И если человек приучит себя к постоянному размышлению об этой истине, он мало-помалу освободится из плена глупости, в котором держит его тьма материальности. Он больше не будет обманут ложными соблазнами мнимых наслаждений, презрит их и поймет, что не стоит брать от этого мира ничего, кроме того, что необходимо, как я уже писал.Точно так же, как размышления об этом приводят к воздержанию, так недомыслие лишает этого качества... А лучше всего — уединение; удаляя этот мир от своих глаз, человек устраняет вожделение к нему из сердца. (Там же)

"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Мф. 6:6)

Вопросы для повторения 

1. Что означает воздержание?
2. В чем конкретно надо воздерживаться?

7. ЧТО ТАКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ?

Благочестие - это почитание Отца сыном!

"в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие..." (2 Петр. 1:6) 

Воздержание и терпение - начало благочестия.

ВЕЛИКАЯ БЛАГОЧЕСТИЯ ТАЙНА

"И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе." (1 Тим. 3:16)

СОСТАВЛЯЮЩИЕ БЛАГОЧЕСТИЯ 

1) Между человеком и Всевышним - сыну важно почитать Отца, исполнять Его заповеди;

2) между человеком и человеком - любить ближнего, нести добро ему! Это относится к телу, имуществу и душе ближнего! 

"Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому." (Кол. 4:6)

Примеры из древнего Израиля: «Спросили ученики раби Элазара бен Шамуа: чем ты продлил дни свои? Ответил им: никогда в жизни я не делал “проходной двор” из синагоги, и не “ходил по головам” святого народа» (Мегила, 27б); «Спросили ученики у раби Нехонии: чем продлил ты дни свои? Ответил им: никогда в жизни я не возвышался за счет унижения другого» (Мегила, 28а); р. Зэира говорил: "Никогда в жизни я не был придирчив к своим домочадцам, не шел впереди старшего [того, кто больше меня в мудрости], не размышлял [о Торе] в грязных переулках, не проходил [расстояние в] четыре локтя без Торы и тфилин, не спал и не дремал в Доме учения, не радовался неудаче ближнего и не называл других прозвищем, даже принятым домашними" (там же).

ВАЖНО!

"Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира." (Иак. 1:27)

МОЛИТВА БЛАГОЧЕСТИВОГО

"Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел..." (Быт. 18:27);

"Недостоин (становлюсь ничтожным) я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана." (Быт. 32:10);

"говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет." (Лк. 22:42)

(Брахот 28б): «Когда ты молишься, знай, перед Кем ты молишься».

КОГДА НАДО МОЛЧАТЬ?

"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас." (Мф. 7:6)

Возьмем, к примеру, повеление Торы (Ваикра 19:17): «…Наставляй народ свой!..». Нередко бывает, что человек приходит наставлять грешников в таком месте или в такое время, что его слова не будут услышаны и станут для грешников лишь поводом еще больше распоясаться в своем злодействе, осквернять имя Всевышнего и добавить к [неосознанному] греху [осознанное, еще более тяжелое] преступление. В таких ситуациях благочестие — это молчание, и об этом сказали наши мудрецы (Йевамот 65б):
«Так же, как [существует] заповедь — сказать слово, которое будет услышано, [существует] заповедь — не говорить его, если оно не будет услышано». (Рамхаль. Месилат йешарим)

ПУТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ БЛАГОЧЕСТИЯ 

В приобретении благочестия очень помогают глубокое созерцание и усиленные размышления. Ведь если человек умножит размышления о превознесенности Всевышнего, абсолютности Его совершенства и о неизмеримой пропасти между Его величием и нашей низменностью, это наполнит его страхом и трепетом перед Ним. А размышления о Его великой доброте к нам и великой любви Его, благословенного, к Израилю, о близости праведных к Нему, достоинстве Торы и заповедей и другие глубокие размышления, подобные этим, несомненно, воспламенят в человеке сильнейшую любовь. Он сделает свой выбор и возжелает единения с Ним, благословенным. Ведь если человек увидит, что Всевышний действительно отец нам и милосерден к нам как отец к сыновьям, то в дальнейшем это пробудит желание и стремление ответить ему так, как отвечает сын отцу. (Рамхаль. Месилат йешарим)

ЧТО МЕШАЕТ БЛАГОЧЕСТИЮ?

1) Длинный язык:"Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие". (Иак. 1:26);

2) Пустые споры:"Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких." (1 Тим. 6:5)

Вопросы для повторения 

1. Что означает благочестие?
2. Какие составляющие благочестия Вы знаете?
3. Каковы пути приобретения благочестия?
4. Что мешает благочестию?

8. ХЕН И ХЕСЕД: БЛАГОДАТЬ И МИЛОСТЬ 

ДОБРЫЙ БОГ

Ной (Ноах) обрел благодать! ДОБРО ПРИШЛО С НЕБЕС! МЫ ВЕРИМ В БОГА, ДОБРЫЙ - ИМЯ ЕМУ!

На иврите есть несколько слов, обозначающих милость:

хен - благорасположение, благосклонность, милость, любезность, доброта (Быт. 6:8:

Ной (Ноах) же обрел благодать пред очами Господа [Бога]);

хесед - поступок любви;

рахамим - милосердие, сострадание, материнская любовь (от "рэхем" - материнское лоно)

КОГДА НАЧАЛАСЬ БЛАГОДАТЬ?

Божья благодать начинается с Бытие 1:1. Создание мира, сотворение человека и помощника ему, избрание Авраама, Ицхака и Иакова, Моисея, исход из Египта, ман с Небес, вода из скалы и многое-многое другое произошло только по благодати Божьей. В Танахе, как сказано выше, есть три слова: хен (благосклонность), хесед (поступок, свидетельство любви) и рахамим (милосердие, сострадание, материнская любовь). Благодать и милость достигают вершины в Новом Завете: искупительная благодать! Искупительная благодать произошла через Сына, Который распят за наши грехи и восрес для нашего оправдания! 

«ибо закон дан чрез Моше (Моисея); благодать же и истина произошли чрез Йешуа Мессию (Иисуса Христа).» (Ин. 1:17)

А в предыдущем стихе сказано, что закон - это благодать:

Иоан. 1:16

И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать...

Новый Завет - это БЛАГОДАТЬ НА БЛАГОДАТЬ!

Вопросы для повторения 

1. Что означает благодать? 
2. Когда началась благодать?
3. Что означает "благодать на благодать"?

9. РАХАМИМ - СОСТРАДАНИЕ 

"ЗАБУДЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА ГРУДНОЕ ДИТЯ...?"

"по милости (хесед) Господа мы не исчезли, ибо милосердие (рахамав) Его не истощилось." (Плач. 3:22)

Божий хесед коренится в Его рахамав. А рехем - это материнское лоно. Божья милость проистекает из материнской любви, которая обновляется КАЖДОЕ УТРО!

"Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!" (Плач. 3:23)

"Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя."(Ис. 49:15)

Вопросы для повторения 

1. Как Вы понимаете РАХАМИМ?
2. В чем коренится Божий хесед?

10. АГАВА - ЛЮБОВЬ 

На греческом есть много слов, определяющих слово "любовь" (четыре слова!), а на иврите - всего одно слово: агава. Да, иврит может оказаться беднее, но это только на первый взгляд. В слове АГАВА есть все, что нам надо знать о любви. АГАВА - это ОТДАВАТЬ! МНОГО ЛЮБИТЬ - ЭТО МНОГО ОТДАВАТЬ, КАК ОТЕЦ ОТДАЛ СЫНА!

Почему люди обижаются? Им кажется, что они недополучили любви! А блаженство или счастье в том, чтобы ОТДАВАТЬ, а не ждать любви! БОГ ГОТОВ КАЖДОГО НАПОЛНИТЬ ЛЮБОВЬЮ, ЧТОБЫ ЕЕ ОТДАВАТЬ! КТО МОЙ БЛИЖНИЙ, КОМУ Я МОГУ ПОСЛУЖИТЬ?

ЛЮБОВЬ ОТЦА И СЫНА

Мессия сказал на празднике обновления (Ханука): "Я и Отец - одно." (Иоанн, 10:30)

Каждый соблюдающий иудей говорит утром и вечером стихи из Торы, Втор. 6, где есть такие слова: "Слушай, Израиль, Господь Бог наш - Господь един (эхад)." 

Эхад - един - как одна ветвь винограда. В чем единство Отца и Сына? Любовь! Божья любовь - отдает, человеческая - хочет получать. Не путайте эти два вида любви!

Бескорыстная любовь Отца послала Сына на стойку казни за наши грехи! И Сын пошел на крест добровольно! А корыстная любовь - это когда мы любим кого-то за что-то. Когда исчезает это "что-то", исчезает и любовь (вспомните Амнона и Фамарь). Один человек сказал цадику: "Я люблю рыбок." Цадик ответил: "Если бы ты любил рыбки, ты приобрел бы для них аквариум. Ты любишь самого себя."

Вопросы для повторения 

1. Почему на иврите одно слово, означающее любовь (агава)?
2. В чем есть любовь Отца и Сына?

11. ЭМЕТ - ИСТИНА

ИСТИНА СТОИТ НА ДВУХ НОЖКАХ, А ЛОЖЬ - НА ОДНОЙ!

Эмет (истина) начинается с первой буквы Алеф и заканчивается последней буквой Тав. Тогда известный стих в Откр. 1:10 можно записать так: ... Я есмь Алеф и Тав (истина - Слово, Тора на иврите), Первый и Последний...

Также все буквы в слове "эмет" имеют две ножки. Истина прочна, она никогда не поколеблется! (А буквы в слове "шекер" (ложь) имеют только одну ножку.)

Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. (Ин. 4:23)

Вопросы для повторения 

1. Что означает истина?
2. Как Вы понимаете Откр. 1:10?