вторник, 24 июля 2018 г.

КИШИНЕВСКИЙ ПОГРОМ И ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ

Кишиневский погром - это один из самых известных погромов, который произошел при попустительстве властей и равнодушии церкви больше 100 лет назад, весной 1903 г., в последний день еврейской Пасхи и первый день православной Пасхи и позднее. Во время погрома погибли десятки людей, искалечены сотни, разрушено более 1 500 домов.  Причиной погрома было надуманное обвинение евреев в ритуальном убийстве 14-летнего подростка. Все это были "стрелы лукавого".

Еврейская община направила делегации к властям и духовенству с просьбой публично выступить против "кровавого навета". Хотя делегации были доброжелательно приняты, никаких дел сделано не было.   

«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак. 2:26)

Интересная деталь: если губернатор все же дал указание немного усилить патрули во время пасхальных праздников, то епископ Кишинеский и Хотинский Иаков вообще никаких мер не принял.

Вот что сказано в отчёте кишинёвского прокурора В. Н. Горемыкина, который расследовал погром:

В разных частях города многочисленные партии, человек в 15—20 христиан каждая, почти исключительно чернорабочих, имея впереди себя мальчиков, бросавших в окна камни и кричавших, начали сплошь громить еврейские лавки, дома и жилища, разбивая и уничтожая находящееся там имущество. Группы эти пополнялись гуляющим народом. …имущество подвергалось немедленно полному уничтожению. …[товар] частью уничтожался на месте, частью расхищался лицами, следовавшими за громилами. …в еврейских молитвенных домах произведено было полное разрушение, а священные их свитки (тора) выбрасывались на улицу в изорванном виде. …часть вина [из винных лавок] выпускалась на улицу, часть же на месте распивалась бесчинствующими.

Известный писатель В. Г. Короленко, который прибыл в Кишинёв через два месяца после погрома, в очерке «Дом № 13» писал:

Я имел печальную возможность видеть и говорить с одним из потерпевших… Это некто Меер Зельман Вейсман. До погрома он был слеп на один глаз. Во время погрома кто-то из «христиан» счёл нужным выбить ему и другой. На мой вопрос, знает ли он, кто это сделал, — он ответил совершенно бесстрастно, что точно этого не знает, но «один мальчик», сын соседа, хвастался, что это сделал именно он, посредством железной гири, привязанной на верёвку.

Ниже - интересный документ. Протоиерей Иоанн Кронштадтский обвинил в еврейском погроме... самих евреев. Комментарии, как говорят, излишни.

Христианам г. Кишинева

23 мая 1903. Кронштадт.

Моим возлюбленным во Христе

Боге братьям кишеневским христианам.

Из последующих (за первыми) газетных известий о кишеневском погроме, я достоверно убедился, что евреи сами были причиною того убийства, увечий и убийств, которые ознаменовали 6 и 7 числа апреля. Уверился я, что христиане, в конце концов, остались обиженными, а евреи за понесенные убытки и увечья сугубо награжденными от своих и чужих собратий. Это я знаю и из частных писем, писанных мне самыми искренними, давно живущими в Кишеневе и основательно знающими дело людьми. А потому взываю к христианам кишиневским: простите исключительно только к вам обращенную мною укоризну в совершившихся безобразиях.89 Теперь я убежден из писем очевидцев, что нельзя обвинять одних христиан, вызванных на беспорядки евреями, и что в погроме виноваты преимущественно сами евреи.90

Кронштадтский протоиерей Иоанн

Сергиев,

23 мая 1903 г. Кронштадт.

Печатается по: Котлин. 1903. № 119. 29 мая.

Впервые: газ. «Знамя».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/pisma/#0_33

Обложка нот элегии "Кишинёвский погром" Германа С. Шапиро с изображением сцены Кишинёвского погрома. 1904 (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кишинёвский_погром)