Кишиневский погром - это один из самых известных погромов, который
произошел при попустительстве властей и равнодушии церкви больше 100 лет
назад, весной 1903 г., в последний день еврейской Пасхи и первый день
православной Пасхи и позднее. Во время погрома погибли десятки людей,
искалечены сотни, разрушено более 1 500 домов. Причиной погрома было надуманное обвинение евреев в ритуальном убийстве 14-летнего подростка. Все это были "стрелы лукавого".
Еврейская община направила делегации к властям и духовенству с просьбой
публично выступить против "кровавого навета". Хотя делегации были
доброжелательно приняты, никаких дел сделано не было.
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак. 2:26)
Интересная деталь: если губернатор все же дал указание немного усилить
патрули во время пасхальных праздников, то епископ Кишинеский и
Хотинский Иаков вообще никаких мер не принял.
Вот что сказано в отчёте кишинёвского прокурора В. Н. Горемыкина, который расследовал погром:
В разных частях города многочисленные партии, человек в 15—20 христиан
каждая, почти исключительно чернорабочих, имея впереди себя мальчиков,
бросавших в окна камни и кричавших, начали сплошь громить еврейские
лавки, дома и жилища, разбивая и уничтожая находящееся там имущество.
Группы эти пополнялись гуляющим народом. …имущество подвергалось
немедленно полному уничтожению. …[товар] частью уничтожался на месте,
частью расхищался лицами, следовавшими за громилами. …в еврейских
молитвенных домах произведено было полное разрушение, а священные их
свитки (тора) выбрасывались на улицу в изорванном виде. …часть вина [из
винных лавок] выпускалась на улицу, часть же на месте распивалась
бесчинствующими.
Известный писатель В. Г. Короленко, который прибыл в Кишинёв через два месяца после погрома, в очерке «Дом № 13» писал:
Я имел печальную возможность видеть и говорить с одним из потерпевших…
Это некто Меер Зельман Вейсман. До погрома он был слеп на один глаз. Во
время погрома кто-то из «христиан» счёл нужным выбить ему и другой. На
мой вопрос, знает ли он, кто это сделал, — он ответил совершенно
бесстрастно, что точно этого не знает, но «один мальчик», сын соседа,
хвастался, что это сделал именно он, посредством железной гири,
привязанной на верёвку.
Ниже - интересный документ. Протоиерей Иоанн Кронштадтский обвинил в
еврейском погроме... самих евреев. Комментарии, как говорят, излишни.
Христианам г. Кишинева
23 мая 1903. Кронштадт.
Моим возлюбленным во Христе
Боге братьям кишеневским христианам.
Из последующих (за первыми) газетных известий о кишеневском погроме, я
достоверно убедился, что евреи сами были причиною того убийства, увечий и
убийств, которые ознаменовали 6 и 7 числа апреля. Уверился я, что
христиане, в конце концов, остались обиженными, а евреи за понесенные
убытки и увечья сугубо награжденными от своих и чужих собратий. Это я
знаю и из частных писем, писанных мне самыми искренними, давно живущими в
Кишеневе и основательно знающими дело людьми. А потому взываю к
христианам кишиневским: простите исключительно только к вам обращенную
мною укоризну в совершившихся безобразиях.89 Теперь я убежден из писем
очевидцев, что нельзя обвинять одних христиан, вызванных на беспорядки
евреями, и что в погроме виноваты преимущественно сами евреи.90
Кронштадтский протоиерей Иоанн
Сергиев,
23 мая 1903 г. Кронштадт.
Печатается по: Котлин. 1903. № 119. 29 мая.
Впервые: газ. «Знамя».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/pisma/#0_33
Обложка нот элегии "Кишинёвский погром" Германа С. Шапиро с
изображением сцены Кишинёвского погрома. 1904
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Кишинёвский_погром)