воскресенье, 13 января 2019 г.

ПОЧЕМУ У ГОСПОДА БРАНЬ С АМАЛЕКОМ ИЗ РОДА В РОД?

"Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род." (Исх. 17:16)

"Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта:
18 как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;
19 итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь." (Втор. 25:17-19)

ВОЙНА С АМАЛЕКОМ - ЭТО ВОЙНА ДУХОВНАЯ. И ОНА ИДЕТ В КАЖДОМ ПОКОЛЕНИИ. ЭТО ТЕ СИЛЫ ЗЛА, КОТОРЫЕ ОПОЛЧАЮТСЯ ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ И ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ИЗРАИЛЬ, КОГДА СЛАБЕЕТ ВЕРА. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АМАЛЕКА - НАГЛОСТЬ И ГОРДОСТЬ. АМАН - ТОЖЕ ИЗ РОДА АМАЛЕКА. ЧТО НЕ МОЖЕТ АМАН ПРОСТИТЬ МОРДЕХАЮ? ТО, ЧТО ОН НЕ ОКАЗЫВАЕТ ЕМУ ПОЧЕТ.

АМАЛЕК НАПАЛ НА ИЗРАИЛЬ ПОСЛЕ ИСХОДА ЕГО ИЗ ЕГИПТА. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕГО ЦЕЛЬ - ВЕРНУТЬ БОЖИЙ НАРОД НАЗАД В ЕГИПЕТ. ПОТОМУ НАМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ НАДО ВЫХОДИТЬ ИЗ ЕГИПТА! ЧТО ТАКОЕ ЕГИПЕТ - МИЦРАИМ? ЭТО "УЗКОЕ МЕСТО" - ЭГО. АПОСТОЛ ПАВЕЛ В ГАЛАТАХ 5 ПИШЕТ О ПОСТОЯННОЙ ВОЙНЕ МЕЖДУ ДУХОМ И ПЛОТЬЮ.

ТОЛЬКО ВЕРОЙ (ПОДНЯТЫЕ РУКИ МОИСЕЯ) МОЖНО ОДОЛЕТЬ АМАЛЕКА! ВЕРОЙ - НЕ УБЕЖДЕНИЯМИ, А ВЕРНОСТЬЮ, ПРЕДАННОСТЬЮ, ПОСЛУШАНИЕМ ВСЕВЫШНЕМУ, БЛАГОСЛОВЕН ОН!

ВОЙНА ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ - ЭТО И ВОЙНА ПРОТИВ МЕССИИ ИЗРАИЛЯ - СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПАРАЛЛЕЛИ В ДЕЙСТВИЯХ ФАРАОНА И ЦАРЯ ИРОДА). ИСТИННЫЕ ХРИСТИАНЕ ЛЮБЯТ ЕВРЕЕВ И МОЛЯТСЯ О СПАСЕНИИ ИЗРАИЛЯ!

Иудейские комментарии

Само имя «Амалек» толкуется как аббревиатура, указывающая на его враждебность по отношению к Израилю: «народ, который пришел лакать (амалек = ам ше-ба лалок) кровь Израиля, как пес»[4]. По поводу внезапного нападения амалекитян на Израиль рассказывается следующая притча: «На что это похоже? На ванну, наполненную кипятком, в которую не решалось залезть ни одно живое существо. Пришел один негодяй и прыгнул в нее; хотя и обжегся, но проложил дорогу другим. Так и здесь: когда Израиль вышел из Египта, и Святой, благословен Он, рассек перед ними море и утопил там египтян, страх напал на все народы, как сказано: “Тогда устрашились князья Эдома” (Шмот, 15:15) и далее. Но вот пришел Амалек и напал на Израиль; хотя он и был наказан за это сполна, все-таки показал народам мира, что с Израилем можно воевать»[5]. Иными словами, вина Амалека, согласно мидрашу, состоит прежде всего в том, что он первым напал на Израиль после исхода из Египта, желая выявить слабину избранного Б-гом народа и призвать народы мира на войну с ним. 

Неудивительно, что Б-г Сам встает на войну с Амалеком и видит в нем Своего личного врага. Как сказано в мидраше: «Все то время, что семя Амалека существует в мире, ни имя Б-жье, ни престол Б-жий не могут обрести полноту. Когда же семя Амалека будет уничтожено, имя Б-жье и престол Б-жий обретут полноту»[6].

Но чем вызвана столь лютая ненависть Амалека к Израилю, толкающая его даже на своего рода «самопожертвование» ради осуществления заветной цели – уничтожения избранного народа? Согласно Берешит, 36:12, родоначальник амалекитян был внуком Эсава, брата-близнеца Яакова. Раввинистический мидраш кладет эту малозаметную генеалогическую деталь в основание яркого рассказа о ненависти, передаваемой от отца к сыну и далее к внуку. Эсав продолжает ненавидеть Яакова за добытое обманом благословение отца и завещает своим потомкам отомстить Яакову и убить его[7]. Сын Эсава Элифаз уклоняется от выполнения отцовской просьбы, не желая связываться с Яаковом и его Б-гом, внук же Амалек с воодушевлением принимает эстафету ненависти и отправляется «разрушать мир»[8]. Таким образом, ненависть к Израилю переходит к Амалеку «по наследству», и огонь этой ненависти горит в его крови все то время, что он жив на земле. 

Соответственно, нападение Амалека на Израиль в пустыне было закономерным и неизбежным, и нет у Израиля другого способа спастись от этой преследующей его по пятам вражды, кроме как уничтожив Амалека. (https://lechaim.ru/ARHIV/191/kopeliovich.htm)

Амалек и Израиль [↑]

Не только Амалек, но и Израиль назван в Писании «первым», как сказано: «Израиль — святыня Всевышнего, первые плоды Его» (Йирмиягу, 2). Как мы уже знаем, Тора называет Амалека «первым» — «первым из народов». Чему учит нас это совпадение?

Наши мудрецы отметили: «Все первое — это трума, самое важное, самое сущностное в любом предмете».

Трума может быть двоякой: и со стороны святости, и со стороны нечистоты. Поэтому пророк сказал: самая важная, самая сущностная часть всего святого и чистого, чем Всевышний одарил мир, сосредоточена в Израиле. С другой стороны, все нечистое и недоброе, что поселилось в мире после преступления, совершенного первым Змеемв раю, как бы сконцентрировано в Амалеке. Поэтому Амалек также назван «первым».

Таким образом, Израиль и Амалек оказываются в полярно удаленных друг от друга точках: Израиль — у корня святости, а Амалек — у корня нечистоты. Все остальные народы находятся посередине, между ними. Поэтому, когда руки Израиля клонятся вниз от слабости, Амалек перетягивает мир на свою сторону, и он тонет в нечистоте и преступлениях.

Однако Амалек не в состоянии уничтожить Израиль и полностью «стереть» его имя. В будущем, когда рука Израиля станет достаточно сильной, мир окончательно склонится к святости и чистоте. Дурным и нечистым останется только сам Амалек, корень зла, но тогда уже у него не останется надежды — само имя его будет окончательно стерто из поднебесья.

В Торе сказано об Израиле: «Это народ, живущий отдельно, нет у него счетов с другими народами» (Бемидбар, 23:9). Вот одна из интерпретаций этого стиха: когда у народа Израиля радость — ни один другой народ не радуется вместе с ним, когда же радуются другие народы — Израиль разделяет с ними их радость, то есть радуется как бы за их счет.

Амалек — полная противоположность Израилю. Когда у всех других народов беда, Амалек разделяет ее с ними, когда же беда настигнет его самого — она будет всецело его собственной. Поэтому о нем и сказано в Торе: «Первый из народов Амалек, но конец его — гибель» (Бемидбар, 24:20). (https://toldot.ru/Amalek.html)

Из рассказов наших мудрецов [↑]

Этот злодей — иногда видимый, иногда невидимый — непременно становится на пути каждого, кто служит Всевышнему, тем более — на пути целых общин. Он изо всех сил препятствует этому служению — в этом сущность Амалека. Всякий раз, когда человек оставляет даже на минуту служение Всевышнему, он увеличивает силу Амалека, Поэтому мы должны вкладывать в это служение все свои способности и остерегаться любого нарушения законов Торы, чтобы таким образом уменьшить силу Амалека, которого Тора повелевает нам ненавидеть и уничтожить.

«Война с Амалеком во Имя Всевышнего ведется в каждом поколении». Всевышний одаривает каждое поколение особым светом, огнями, которые освещают это поколение иначе и ярче, чем все предыдущие. Черной завесой на пути этого света могут стать только злодеяния Амалека, поэтому Всевышний ненавидит его — ведь он отнимает дары Творца мира у Его творений. Каждый, кто служит Всевышнему, мечтает о том, чтобы Его свет открылся и разлился по всему миру. Но мы не удостоиваемся этого из-за Амалека и поэтому начинаем смертельно его ненавидеть.

Амалек способен вредить нам лишь материально: разрушать нашу жизнь, создавать различные трудности и проблемы, наконец, порабощать нас земными проблемами. Но когда наша душа легка, и мы не заняты никакой работой, он не может нам повредить. Поэтому и сказано в Торе: «И вот, когда даст тебе Всевышний отдых… сотри память об Амалеке…» (Дварим, 25)

Когда человек удостаивается душевного покоя, он сразу видит ничтожество и слабость Амалека. Поэтому мы читаем Парашат Захор (главу про заповедь помнить об Амалеке) в субботу, день отдыха, когда мы способны вырвать из сердца корни помыслов, посаженных Амалеком.

Поэтому, когда произошло чудо Пурима, когда Израиль победил Амана, прямого потомка Амалека, праздничным стал не день военной победы, а день, когда евреи «отдохнули от своих врагов». Отдых после одержанной победы помог довершить уничтожение, стирание имени Амалека.

Окончательно Амалек будет уничтожен и стерт только после окончательного освобождения, когда весь мир возвратится к Всевышнему и признает Его своим Творцом и единственным Властелином. Это произойдет незадолго до наступления весеннего месяца Нисана. Но частично это уничтожение происходит каждый год, в дни, когда мы празднуем победу Мордехая и Эстер. Поэтому наши мудрецы и постановили, что Парашат Захор следует читать именно в это время.

Рош Ходеш (новомесячье) Нисана — это начало года в том, что касается счета лет правления еврейских царей. Но еврейское царство тесно связано с Небесным. Поэтому столь же тесно связаны две эти заповеди — избрать царя и истребить потомство Амалека. (Там же)

Заповедь «помнить об инциденте с Амалеком»

Есть заповедь Торы «помнить инцидент с Амалеком и не забывать этого» (Хинух, 605). Хасидизм объясняет внутреннее значение понятия запоминания: одно из ограничений интеллекта – забывчивость: сегодня человек узнает что-то новое, а завтра он забывает это. Поэтому запоминание представляет собой источник познания, которое превосходит, перекрывает проблему забывчивости. Следовательно, противоядием от Амалека, суть которого — познание зла, — должно быть «вспоминание» добра, интеллектуальное качество более высокого уровня. Кроме того, память должна сохраниться в любой момент (Ликутей Сихот том 1, стр. 217 https://www.moshiach.ru/study/enciclopedia/1292_11_3.html)

Рав Эльханан Вассерман погиб от рук фашистов в Девятом форте под Каунасом, вместе со своими ешиботниками. Отвлекусь, но непременно скажу: статьи рава Вассермана глубоко меня потрясают. Он писал, что евреи - его современники - совершают два греха, поклоняются двум идолам, двум ложным идеям.

Одна - это национализм: идея еврея без Торы, "национальности как у всех", когда важно только, кем ты себя чувствуешь и считаешь. Поешь "а-Тикву" (гимн Государства Израиль), даешь шекель на общественные нужды, и ты еврей, хоть крестись. А заповеди не при чем. Второй идол - социализм. В Красной стране преследовали евреев со страшной жестокостью.

На небесах, говорит рав Эльханан Вассерман, обоих идолов слили в один - национал-социализм. И он будет крепко бить евреев. Все эти мысли он находит в Танахе, у Иехезкеля. Читаешь его как пророка.
(https://www.breslev.co.il)