вторник, 8 января 2019 г.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ: БЕ-ШАЛОМ И ЛЕ-ШАЛОМ?

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ: "ИДИ С МИРОМ" И "ИДИ К МИРУ"?

Во 2 Цар. 15:9 сказано:

"И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон."

/15:9/ Давид говорит Авшалому: "Иди в мире". Объяснение разницы между этим выражением и словами: "Иди к миру". 
Переходим к очень печальной истории - восстанию Авшалома. Как уже говорилось, Авшалом отпрашивается у отца пойти в Хеврон, поскольку он дал обет, и должен принести там обещанные жертвы. И говорится далее (15:9), что сказал ему царь: "Иди в мире". И он поднялся и пошел в Хеврон. Имеется знаменитое рассуждение в Талмуде, в трактате Брахот, по поводу того, что расставаясь с человеком, нельзя говорить ему "лех бешалом", а нужно говорить "Лех лешалом", то есть: "иди к миру", а не "в мире". Талмуд, объясняя, приводит в пример как раз эту нашу сцену, и говорит, что Итро, тесть Моше, сказал Моше: "лех лешалом", и Моше пошел и преуспел, а Давид сказал Авшалому: "лех бешалом", и тот пошел и - "повис". Последующие комментаторы объясняют, почему неправильно говорить живому человеку: "Иди в мире": потому что в выражении "бешалом" уже имеется в виду, что человек находится в состоянии покоя. В таком состоянии душевного покоя может находиться или полный праведник или - полный злодей, потому что в полном праведнике победило доброе начало, и у него нет внутренних борений, а в полном злодее - наоборот. Однако, живой человек, обычно, не бывает ни в одном и ни в другом из этих состояний: в нем нет внутреннего покоя, а постоянно борются эти два начала. Но даже в том случае, если бы человек был полным праведником или (не дай Бог) - наоборот, то даже и тогда неправильно ему сообщать об этом. Мудрецы сказали: "Не будь уверен в себе до последнего дня твоей жизни", а если человеку говорят, что он уже полный праведник, и у него уже нет проблем, то такой человек может "испортиться": возгордиться, успокоиться, что совершенно неправильно! Мудрецы говорят даже так, что ангел берет клятву с младенца перед рождением: "Даже если весь мир будет твердить тебе, что ты - полный праведник, ты должен про себя знать, что ты - злодей". И наоборот, в другом месте, в трактате Авот, мудрецы говорят: "Не будь злодеем в собственных глазах". То есть, человек должен воспринимать себя, как находящегося в состоянии неустойчивого равновосия, когда любой его поступок может сдвинуть и его и весь мир или в сторону заслуг или - в сторону провинности.
(д-р Зеев Дашевский, machanaim.org)

Дружелюбные речи Тора определяет как речи к миру; «к миру» – «Лешалом». В Талмуде Раби Леви бар Хаята указывает на отличие этого слова от почти идентичного выражения «Бешалом» – «с миром»:
«Тот, кто прощается с мертвым, не говори ему "иди к миру" – "Лешалом", но говори всегда: "иди с миром" – "Бешалом". Тот же, кто прощается с живым человеком, да не скажет: иди "Бешалом", а скажет: иди "Лешалом"».
В чем различие? «Бешалом» означает: с той ступенью духовного развития, которой ты достиг к настоящему времени. Дальнейший рост духовности невозможен, достигнут желаемый уровень, достигнута намеченная цель. Бог призывает человека, ибо он уже выполнил свою задачу, реализовал свою миссию в этом мире. «Лешалом», напротив, означает стремление к дальнейшему росту, стремление к миру и совершенству; человек еще не решил, поставленную перед ним задачу, не достиг желаемой цели. Тем самым, что братья Йосефа не могут пожелать ему «Лешалом», они как бы демонстрируют внутреннюю готовность причислить его к тем, кому говорят «Бешалом». (http://www.berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer11/Vajsberg1.php)