среда, 30 января 2019 г.

ОГОНЬ ПОЯДАЮЩИЙ

"Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар." (Исх. 22:6)

ОГОНЬ В ДУХОВНОМ СМЫСЛЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ НАКАЗАНИЕ КАК НЕЧЕСТИВЫХ НАРОДОВ, ТАК И ИЗРАИЛЯ И ХРИСТИАН ЗА ГРЕХИ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: ОГОНЬ ПОСТЕПЕННО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ОТ ТЕРНА (ГРЕШНИКИ) ДО ХЛЕБОВ (ПРАВЕДНИКИ) И ПОЛЯ (ВЕСЬ НАРОД).

Почему страдают праведники? Ответ мы читаем у пророка Даниэля:

И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа;
34 и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.
35 Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока. (Дан. 11:33-35)

Кого символизируют тернии?

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. (Мф. 13:22) 

БОГ - ОГОНЬ ПОЯДАЮЩИЙ

Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой;
24 ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель. (Втор. 4:23-24)

Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь. (Втор. 9:3)

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
27 Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий. (Евр. 12:25-29)

Иудейские комментарии

Мишпатим — Огонь пробуждения

По материалам уроков рава Игаля Полищука

В наше время, благодаря развитию технологий передачи информации, любые события быстро становятся известны всем. Мы привыкли к любым новостям, и это развило в нас некую толстокожесть, нечуткость к катастрофам, болезням, смертям.

Говорится в нашей недельной главе: «Если выйдет огонь и охватит колючки (коцим), и сожжены будут стога (нээхаль гадиш), или хлеба (а-кама), или поле (а-саде), то должен платить тот, кто зажег пожар» (Шмот, 22:5). В самом простом понимании речь здесь идет об ответственности человека за зажженный им огонь. Талмуд также учит отсюда, что тот, кто зажег огонь, обязан только платить за ущерб, нанесенный открытым предметам. Но если в сожженном стоге были спрятаны какие-то вещи, к примеру, деньги, зажигавший за это не платит. Но, как и вся Тора, этот стих имеет много уровней понимания.

В трактате Бава Кама говорится о четырех видах ущерба, за которые полагается платить «лучшей землей», одним из которых является огонь. Мудрецы сравнивают огонь с проявлением Всевышним меры суда. Колючки, которые по сути своей являются сорняком, олицетворяют собой злодеев. И хотя даже колючки находят свое применение как граница между полями и защита от воров, это не то, что принято выращивать. И вот, огонь, который не смогли предотвратить, через колючки добирается до хлебов и поля. Так наказание, приходящее в этот мир из-за злодеев, поражает и праведников. Далее в Талмуде говорится, что, в конечном счете, Всевышний возместит все пострадавшим праведникам, а злодеи понесут ответственность за содеянное. Виленский Гаон объясняет, что люди, творящие зло и приносящие страдания праведникам, заплатят «лучшей землей» – своим уделом в Будущем Мире.

Один из величайших комментаторов Пятикнижия Ор а-Хаим а-Кадош (рав Хаим бен Атар) приводит несколько другое объяснение этого стиха. Он уподобляет огонь бедам и потрясениям, которые Всевышний посылает в этот мир, чтобы пробудить нас от сна, от дремоты нашего разума. Для этого силой огня наказания, который приходит от злодеев, поражаются безвинные дети (нээхаль гадиш). Это должно побудить к раскаянию. Но когда этого не происходит, то огонь бед охватывает величайших мудрецов Торы (а-кама). Когда и этого оказывается недостаточным, тогда, не дай Б-г, поражается весь еврейский народ (а-саде). (beerot.ru)