вторник, 15 января 2019 г.

КАК ДАВИД ПОВЕРИЛ ОБМАНУ СЛУГИ МЕМФИВОСФЕЯ?

Давайте внимательно прочитаем эти два стиха:

2 Цар. 15:32:
Когда Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу, вот навстречу ему идет Хусий Архитянин, друг Давидов; одежда на нем была разодрана, и прах на голове его.

2 Цар. 16:1:
Когда Давид немного сошел с вершины горы, вот встречается ему Сива, слуга Мемфивосфея, с парою навьюченных ослов, и на них двести хлебов, сто связок изюму, сто связок смокв и мех с вином.

КОГДА ДАВИД ВЗОШЕЛ НА ВЕРШИНУ ГОРЫ, ГДЕ ОН ПОКЛОНЯЛСЯ Б-ГУ, ОН ВСТРЕТИЛ ХУСИЯ (ХУШАЯ), ДРУГА СВОЕГО. А КОГДА ОН НЕМНОГО СОШЕЛ С ГОРЫ, ОН ВСТРЕЧАЕТ СИВУ (ЦИВУ), СЛУГУ МЕМФИВОСФЕЯ (МЕФИБОШЕТА), КОТОРЫЙ, КАК ОКАЗАЛОСЬ ПОЗДНЕЕ, ОБМАНУЛ ЕГО (ГЛАВА 19). НАМ ВСЕМ НАДО НЕ СХОДИТЬ С ВЕРШИНЫ ГОРЫ, ИМЕТЬ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ВСЕВЫШНИМ, БЛАГОСЛОВЕН ОН! ТОГДА НИКТО НЕ СМОЖЕТ ОБМАНУТЬ НАС! ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ!

ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОТИВНИК ЧЕРЕЗ СИВУ? ИСПОЛЬЗУЕТ ПОДАРКИ!

Притч. 17:8
Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

Притч. 18:17:
Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.

Кол. 3:1:
Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;

Первый вывод: не сходить с вершины горы (Пс. 23:3: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет (устоит) на святом месте Его?)

Второй: противник может использовать дары, добрые дела, а потом заберёт больше, как Сива (имущество, которое он незаконно получил, стоило, наверное, больше тех даров!)

Из комментария Мэтью Генри

Стихи 1-4. Ранее мы читали о том, как добр был Давид к сыну Ионафана Мемфивосфею, насколько благоразумно он вверил слуге Сиве управление его хозяйством, когда щедро угощал его за своим столом (2Цар. 2:10). Этот вопрос был решен, но, похоже, Сива не был удовлетворен должностью управляющего, а хотел быть хозяином имущества Мемфивосфея. И он решил, что теперь настало время добиться своего; если ему удастся добиться разрешения от царя (то ли от Давида, то ли от Авессалома, ему было все равно), то надеялся, что ему удастся сохранить добычу, обрести которую собирался, ловя рыбку в мутной воде. Для этого (1) он преподнес Давиду щедрый подарок превосходные продукты, которые были особенно желанными, так как доставлены очень вовремя (ст. 1). Этим подарком он хотел склонить царя на свою сторону, ибо подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его (Прит. 18:17), более того, куда ни обратится он, успеет (Прит. 17:8). Из этого Давид сделал вывод, что Сива был очень предусмотрительным и щедрым человеком, любящим его, в то время как тот желал лишь добиться своей цели и лично завладеть имуществом Мемфивосфея. Неужели возможность продвижения в этом мире может сделать человека щедрым по отношению к богатым? И разве вера в получение щедрого воздаяния при воскресении праведных не должна сделать нас щедрыми к бедным? (Лук. 14:14). Сива поступил очень благоразумно, выбирая подарок для Давида; он принес именно то, что могло порадовать его в нынешней беде (ст. 2).

Обратите внимание: вино предназначалось для ослабевших, а не для царя или придворных; похоже, они обычно не употребляли его, а оно было целебным средством для погибающих (Прит. 31:6). Благо тебе, земля, когда правители используют вино для подкрепления, как Давид, а не для пьянства, как Авессалом (2Цар. 13:28). (см. Еккл. 10:17). К чему бы ни стремился Сива, преподнося этот дар, но Божье провидение милостиво послало его Давиду для поддержки. Бог использует плохих людей для достижения хороших целей во благо Своему народу и посылает им пищу через воронов. Войдя в доверие к Давиду благодаря своему подарку и заработав хорошую репутацию, далее для осуществления своих планов он решил настроить его против Мемфивосфея, что и сделал с помощью ложного обвинения, представляя его человеком неблагодарным, который решил подняться за счет нынешних волнений и вернуть себе венец в то время, когда Давид с сыном сражались из-за него. Давид спросил о нем Сиву, как члена его семьи, и это дало ему возможность рассказать о Мемфивосфее лживую историю (ст. 3). Какой огромный ущерб часто наносят господам лживые языки их слуг! Давид знал Мемфивосфея как человека не амбициозного и довольного своим положением, довольно преданного ему и его руководству, который из-за своего увечья вряд ли собирался на покалеченных ногах взбираться по карьерной лестнице; тем не менее Давид поверил этой клевете и без дальнейшего исследования и размышлений обвинил Мемфивосфея в предательстве, захватил его землю в качестве конфискации и передал ее Сиве: «Вот тебе все, что у Мемфивосфея» (ст. 4). Он принял поспешное решение, которого потом, когда правда вышла на свет, стыдился (2Цар. 19:29). Правители ничего не могут с этим поделать, но иногда (как говорит наш закон) они глубоко ошибаются, доверяя подаркам; хотя они должны использовать все возможные средства, чтобы раскрыть истину, и быть бдительными в отношении злобных и амбициозных людей, которые стремятся обмануть их, как в данном случае Сива обманул Давида. Добившись своей цели с помощью обмана, Сива тайком посмеялся над доверчивостью царя и поздравил себя с успехом, а затем удалился, выразив восхищение царем и признавшись, что ценит его благоволение больше, чем имущество Мемфивосфея: «Да обрету милость в глазах господина моего, царя, и этого мне достаточно!» Люди, занимающие важное положение, должны быть бдительны к льстецам и помнить, что природа дала им два уха, чтобы они могли слушать с двух сторон.
(2-я Царств 16 глава – толкование Мэтью Генри – Библия: https://bible.by/matthew-henry/10/16/)

ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК II (штикл для читателей)

Kомментирует Талмуд историю с Давидом и Мефибошетом (Шабат 56а):
Сказал Рав: Давид поверил (кибель) лашон а-ра, как сказано: «И сказал ему (Циве) царь: где он (Мефибошет)? Цива сказал царю: вот он, в доме Махира бен-Амиэля, пустой человек (бэ-ло давар)» (Шмуэль II, 9, 4). И написано: «и послал царь, и взял его (Мефибошета), человека знающего (мило давар), из дома Махира бен-Амиэля» (там же, 5). Итак, спрашивает Талмуд, Давид увидел, что он (Цива) — лжец, почему же Давид поверил ему (Циве)? Как сказано: «(встретив Циву во время бегства из Иерусалима, Давид спросил его): где сын господина твоего? И ответил Цива царю: вот он сидит в Иерусалиме (предав Давида и надеясь на то, что ему вернут царство его деда)» (там же, 16, 3). Откуда знаем мы, что Давид поверил ему (Циве)? Потому что сказано: «и сказал царь: вот тебе все, что принадлежит Мефибошету. И сказал Цива: кланяюсь, да найду я благосклонность (эмца хэн) царя» (там же, 4).  
Это мнение Рава. Согласно ему, Давид поверил лашон а-ра без достаточного на то основания. 

Шмуэль с Равом не согласен: 
Сказал Шмуэль: не поверил Давид лашон а-ра. Косвенные улики (дварим никарим) увидел Давид (и на их основании поверил Циве), как сказано: «Мефибошет, сын Шауля, спустился к царю, а он не омывал ног своих, и не правил усы свои, и не стирал одежды свои и т.д.» (там же, 19, 25) 

— Почему ты не пошел со мной, Мефибошет? — спрашивает его Давид. 

— Царь, господин мой, мой раб обманул меня, ведь сказал слуга твой: оседлаю-ка себе осла и поеду на нем за царем, ибо хромой слуга твой. А он оклеветал слугу твоего перед господином моим, царем. А царь — как ангел Б-жий, и делай, как угодно в твоих глазах. Ибо из дома отца моего остались только мертвые, а ты поставил слугу твоего среди тех, кто ест за твоим столом. И что мне еще оправдываться и плакать перед царем. 

— Зачем тебе еще говорить твои слова, я уже сказал — ты поделишь имущество с Цивой. 

— Пусть и все берет, раз господин мой царь вернулся с миром в дом свой, — ответил Мефибошет (там же, 26-30). 
Шмуэль поясняет, что именно хотел сказать Мефибошет своей последней репликой:

Я думал: когда же он (Давид) вернется с миром, а ты мне такое делаешь? Не на тебя мне нужно жаловаться, а на Того, Кто вернул тебя с миром, как сказано: «и сын Йеонатана — Мерив-Баал» (Диврэй а-Йомим I, 8, 34). Разве Мерив-Баал было его имя, ведь его звали Мефибошет? Сказали на Небесах (яцта бат-кол): «Склочник, сын склочника». 

Склочник — (Мефибошет), как мы уже сказали, сын склочника — сын Шауля, который спорил  с Б-гом (в связи с заповедью уничтожить Амалека). 

Заключает Талмуд: 

Сказал рав Эуда от имени Рава: в тот момент, когда Давид сказал Мефибошету: «Ты и Цива поделите поле», сказали на Небесах: «Йаровам и Рехавам поделят царство». Сказал рав Эуда от имени Рава: если бы Давид не поверил лашон а-ра, не разделилось бы царство, не служили бы евреи идолам и не изгнали бы нас с нашей земли». 

Подведем итог. 
Шмуэль и Рав расходятся в оценке поступков Давида и Мефибошета. 
Согласно Раву, Давид поверил клевете лжеца Цивы и из-за этого пострадал невинный Мефибошет. Поэтому на Небесах решили, что царство Давида будет разделено. 
Согласно Шмуэлю, оба участника истории — и Давид, и Мефибошет — невиновны. Мефибошет действительно сохранил верность Давиду. А Давид, хотя и ошибся в своей оценке ситуации, тем не менее, не нарушил закон. Есть правило: Эйн лэ-даян эла ма ше-эйнав роот — судье нужно обращать внимание только на то, что он видит. Иначе говоря, судить на основании имеющейся у него информации, несмотря на то, что, возможно, существует другая, неизвестная ему информация, с учетом которой он вынес бы другой приговор. Так и Давид на основании косвенных улик имел право поверить Циве и оштрафовать Мефибошета за нелояльность. 
Наоборот, говорит Шмуэль, Мефибошет должен был принять это как гзерат шамаим (приговор Небес) вместо того, чтобы жаловаться на несправедливость Б-га, как сделал в свое время его дед Шауль. 

P. S.

При Мегадим (великий мудрец 18-го века) заканчивает свой комментарий на  талмудическое обсуждение (Рош Йoсеф, Шабат 56а) вот так: 
Лашон а-ра — причина всего этого (кровопролития, идолопоклонства и изгнания), и до сих пор не очистились мы от этого греха. И даже в горьком изгнании, где мы отягощены ярмом и многими невзгодами (царот), (люди) от зависти друг друга ранят (докрим) языками своими, пока не смилостивится над нами Всевышний, и не придет праведный Машиах, и не исполнятся слова: «И миру не будет конца» (у-лэ-шалом эйн кец – Йешая 9, 6). Амен. 
Эти слова были написаны больше двухсот лет тому назад. С тех пор Всевышний действительно смилостивился над нами и послал нам Хафец Хаима и его законы лашон а-ра. На нас ответственность — изучать и выполнять их. 
(https://toldot.ru/blogs/leib/leib_1738.html)