суббота, 12 января 2019 г.

ОБРЕЗАНИЕ, ПОСВЯЩЕНИЕ, ОЧИЩЕНИЕ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ МЛАДЕНЦА ЙЕШУА

СОБЛЮДЕНИЕ ДРЕВНИХ ОБЫЧАЕВ (Лук. 2,21-24)

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

В этом отрывке мы видим, что Иисус, как и каждый иудейский мальчик, подвергается трем древним обрядам:

1) Обрезание. Каждого иудейского мальчика обрезали на восьмой день после его рождения. Этот обряд был настолько священный, что его можно было проводить даже в субботу, когда по закону запрещалось выполнять все иные занятия, не являвшиеся крайне необходимыми. При обрезании давали мальчику имя.

2) Освящение первенца. Согласно закону (Исх. 13,2), каждый перворожденный мужского пола, как дети, так и животные, были посвящены Богу. Этот закон свидетельствовал о милосердии Божием, дающего людям жизнь. Если бы этот закон исполнился буквально, он подорвал бы существование человечества вообще. Поэтому существовал обряд, называвшийся "выкуп за первородного". (Числ. 18,16). В законе установлено, что за сумму в пять сиклей серебра – приблизительно 72,25 гр. серебра – родители могли, что они и делали – выкупить у Бога своего сына. Деньги эти уплачивались священникам, но не раньше, чем на тридцать первый день после рождения; после этого не полагалось дальше откладывать уплату.

3) Очищение после рождения ребенка. Женщина, родившая мальчика, считалась нечистой в течение сорока дней, и в течение восьмидесяти дней после рождения девочки. Она могла выполнять свою будничную домашнюю работу, но не могла посещать храм или принимать участие в любом религиозном обряде {Лев. 12). По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя для жертвы за грех. Это была довольно дорогостоящая жертва, и поэтому в законе было записано (Лев. 12), что если женщина не может купить агнца, то она может принести в жертву вместо него второго голубя. Принесение в жертву двух голубей вместо ягненка и голубя называлось "жертвоприношением бедных". Именно такое жертвоприношение принесла Мария. И мы снова видим, что Иисус родился в обычной семье, в доме без роскоши, где нужно было считаться с каждой копейкой, где семья знала, как трудно зарабатывать на жизнь, и что такое неуверенность в завтрашнем дне. Когда мы испытываем нужду и трудности жизни, мы должны помнить, что Иисус знал, как трудно бывает сводить концы с концами.

Эти три обычая – древние и странные, но в основе их лежит убеждение, что дитя – дар Божий. Стоики говорили, что дети даны родителям не в собственность, а во временное владение. Ни за один из даров Божиих человек не несет такой большой ответственности, как за дитя.
(От Луки 2 глава– комментарии Баркли – Библия: https://bible.by/barclay/42/2/)

Сорок дней очищения женщины при рождении мальчика делились на два периода (Левит 12): 7+33 дня, а при рождении девочки очищение длилось 80 дней, которые делились также на два периода: 14+66 дней.

Из книги Моше Вейсмана. Мидраш рассказывает

Во времена Храма женщина, даже окунувшись в микву и став дозволенной своему мужу, оставалась ритуально нечистой по отношению ко всему, связанному с Храмом. Она не могла входить туда, есть от жертвы или есть труму (долю урожая, предназаченную коэнам) в течение сорока дней после рождения мальчика и восьмидесяти дней после рождения девочки. Когда этот срок истекал, она очищалась, совершая жертвоприношение роженицы. Оно состояло из домашнего или дикого голубя, приносимого в жертву хатат, и ягненка, приносимого в жертву ола. Если женщина не в состоянии была пожертвовать ягненка, то вместо него она приносила горлицу или голубя.

Почему же Тора обязывала женщину принести жертву после рождения ребенка, причем не только ола (жертву всесожжения), но и хатат (жертву за грех)?

Цель принесения жертвы ола — выразить благодарность Всемогущему, по великой милости избавившему женщину от опасностей, связанных с родами.

... женщина приносит хатат также и за грех, совершенный нашей праматерью Хавой и ставший причиной бед всех последующих поколений. Если бы не грех Хавы, злое начало не вошло бы в души людей, и они жили бы всю свою жизнь в полной непорочности и святости. И продолжение рода было бы тогда у людей чистым деянием — никакие земные желания не сопутствовали бы ему. Приносимая родившей женщиной жертва ола служит, таким образом, для искупления всякого рода дурных мыслей, а жертва хатат — совершенных грехов; и те и другие происходят из-за греха Хавы. (https://toldot.ru/articles/articles_1811.html)