пятница, 19 июня 2020 г.

ДОКТОР АЙБОЛИТ - ЦЕМАХ ШАБАД

Помните доктора Айболита из одноименной сказки Корнея Ивановича Чуковского? Как писал сам Чуковский, что прототипом доктора Айболита был известный еврейский врач и общественный деятель Цемах Шабад (1864-1935), который проживал в Вильнюсе. Цемах Шабад всю свою жизнь посвятил лечению детей и бедняков.

"В межвоенное время он организовал в городе акцию «Капля молока», когда малоимущим семьям, где были грудные дети, выдавались бесплатно еда и одежда. Под его руководством в 11 вильнюсских школах были организованы бесплатные столовые для детей бедняков. С 1919 года и до своей кончины в 1935 году Цемах Шабад был членом городского совета и руководителем местной еврейской организации. Когда он скончался, 30 тысяч горожан вышли проводить его в последний путь, а все государственные учреждения прекратили свою работу." (http://web.archive.org/web/20120214153418/http://jewish.kiev.ua/news/303)

Корней Чуковский дважды был у него в гостях во время приезда в Вильнюс в 1905 и 1912 годах.

  Как я написал сказку «Доктор Айболит»

 Пионерская правда / 31.03.1967 (с сокр.)

... Корней Иванович рассказывает о том, как он написал книжку про доктора Айболита.

Написал я её очень, очень давно. ... я познакомился с доктором Айболитом, который жил в Вильно. Звали его доктор Шабад. Был это самый добрый человек, какого я только знал в жизни. Он лечил детей бедняков бесплатно.

Придёт, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей:

— Ты хочешь, чтобы я тебе выписал рецепт? Нет, тебе поможет молоко, приходи ко мне каждое утро, и ты получишь два стакана молока.

И по утрам, я замечал, выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных.

Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора.

Доктор Шабад конечно, не уезжал в Африку, это я выдумал, что как будто он встретил злого разбойника Бармалея. <...> (http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/articles/kak-ya-napisal-skazku-doktor-ajbolit)

В мае 2007 года в Старом городе Вильнюса, на пересечении улиц Ди́снос и Ме́синю, был открыт памятник Цемаху Шабаду.

"Памятник работы скульптора Ромаса Квинтаса установлен на перекрестке улиц Диснос и Месиню, где, по его словам, доктор однажды встретил девочку с кошкой на руках. У кошки в языке застрял рыболовный крючок, и врач пинцетом тут же извлек его. Квинтас решил увековечить эту сцену. " (http://www.newsru.co.il/world/16may2007/aibolit8008.html)