среда, 10 октября 2018 г.

ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.» (Мф. 25:1-13)

Мудрые... взяли масла в сосудах своих - сосуды - это наши сердца. 

МАСЛО - ЭТО БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА, МУДРОСТЬ ТОРЫ (СЛОВА) С НАШИМИ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ. НАСКОЛЬКО МЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ БОГА, ДЛЯ ЕГО СЛОВА И ЖИВЕМ ПО СЛОВУ, НАСТОЛЬКО В НАС ЭТОГО МАСЛА ВЕРЫ!

ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ СРЕДИ НЕРАЗУМНЫХ ДЕВ, НАМ НАДО ПРОСИТЬ ИЛИ, КАК РАНЬШЕ ГОВОРИЛИ, СТЯЖАТЬ СВЯТОГО ДУХА, ОТКРЫТЬ НАШИ СЕРДЦА ДЛЯ МУДРОСТИ ТОРЫ И ТВОРИТЬ ДЕЛА ВЕРЫ И ТРУД ЛЮБВИ!

Комментарии

"Свадьба была большим событием. Выходила вся деревня, чтобы проводить молодоженов до их нового дома, а они шли по самой продолжительной дороге, чтобы получить приветливые пожелания добра от возможно большего числа людей. Иудейская пословица гласит: "Каждый человек, от шести до шестидесяти пойдет за свадебным барабаном". Раввины соглашались с тем, что человек может даже покинуть изучение закона, чтобы принять участие в радости свадебного пира.

Главное этой истории лежит в иудейском обычае, который очень отличается от всего того, что известно нам. Молодожены не отправлялись в свадебное путешествие: они оставались дома и в течение одной недели держали открытый дом. К ним относились как к принцу и принцессе и даже обращались к ним так - это была самая счастливая неделя в их жизни. Эту неделю праздновали с ними их ближайшие друзья, а неразумные девы пропустили не только свадебную церемонию, но и всю эту радостную неделю.

Совершенно реалистичен рассказ о том, как они пропустили весь свадебный праздник. Путешественник Др. Александр Финдли так описывает виденное им в Палестине: "Когда мы приближались к воротам галилейского города, - пишет он, - я увидел десять нарядно одетых дев, игравших на каких-то музыкальных инструментах и танцевавших на дороге перед нашим автомобилем. На мой вопрос, что они делают, переводчик сказал мне, что они составляют компанию невесте в ожидании жениха. Я спросил переводчика, можно ли увидеть само бракосочетание, но он покачал головой и сказал: "Может быть, оно будет сегодня вечером, или завтра вечером, или через две недели, никто никогда точно не знает этого". Потом он стал объяснять, что очень интересно побывать, во время бракосочетания, в семье среднего класса на брачном пире. Жених прибывает неожиданно, иногда среди ночи; он, правда, должен, по общему мнению, послать впереди по улице человека, который выкрикивает: "Смотрите! Жених идет!", но это могло быть в любое время, и потому все должны были в любое время быть готовыми выйти на улицу, чтобы встретить его, когда бы он ни захотел прийти... Важно также отметить, что с наступлением темноты никто не может выходить на улицу без зажженной лампы, и что, если жених прибыл то двери за ним закрывались, опоздавшим войти уже не разрешалось". Вот вся драма притчи Иисуса, повторившаяся в двадцатом веке. Перед нами не придуманная история, а кусочек жизни палестинской деревни." (У. Баркли)

4 "Под маслом здесь подразумеваются вообще все добродетели, делающие человека достойным участия в пиру Царства Небесного, преимущественно же те, которые противоположны глупости, небрежности, легкомыслию и беспечности глупых дев."
5 "Слово «замедлил» неточно; в подлиннике: cronizontoV (настоящ. вр.) de tou numfiou — когда же жених медлил, долго не приходил. Следует заметить, что заснули все девы, как глупые, так и мудрые. Ни те, ни другие за это не порицаются и не обличаются. Поэтому здесь нет речи о преступности и греховности духовной дремоты и сна. Указывается только на потребность бодрствования. Иначе, когда придет жених, он не получит вовсе никакого приветствия. Девы вполне отличаются от злого раба (XXIV:48), который говорит: «не скоро придет господин мой», — они ожидают скорого его прибытия; глупые при этом говорят как бы так: «наверно он скоро придет, и потому нет надобности запасать много масла». «Это, — говорит Альфорд, — может служить указанием, насколько вообще различны основы обеих притчей»." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

"Стих 9:  А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас. - Они отвечают так не вследствие скупости, а из боязни. Действительно, ведь, каждый получит награду по делам своим, и в день суда добродетели одних не могут превысить пороков других. И как во время вавилонского пленения Иеремия не мог помочь грешникам, и ему говорится: Не проси за этот народ934: так и тот день будет страшен, потому что каждый должен будет заботиться о себе самом.

Пойдите лучше к продающим и купите себе. - Это масло продается и покупается дорогой ценой и приобретается великим трудом, - под этим мы разумеем все милостыни, добродетели и советы учителей." (Иероним Стридонтский http://www.krotov.info/library/i/ieronim/mt_6.html) 

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий - В этом суть притчи: бодрствовать, быть готовыми всегда!

Что знал новозаветный иудей о бодрствовании из Торы и Танаха?

Прежде всего, следует сказать, что Сам Бог показывает нам пример, Он всегда бодрствует:

«не дремлет и не спит хранящий Израиля.» (Пс. 120:4)

хранящий Израиля - иврит: шомер Исраэль 

«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.» (Втор. 10:12-13)

"Будь тверд и мужествен..."

В книге Йехошуа бин Нун (Иисуса Навина) мы четыре раза встречаем слова "будь тверд и мужествен" ("хазак ве-эмац"). Почему?
   
 - Твердость и мужественность для овладения Эрец Исраэль:

«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;» (Иис. 1:6)

- Твердость и мужественность для выполнения заповедей Торы: 

«только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон (Тору), который завещал тебе Моше (Моисей), раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.» (Иис. 1:7)

Обратите внимание на слова "очень мужествен". Это важно быть твердым и очень мужественным, чтобы выполнять заповеди Всевышнего!

- Твердость и мужественность, чтобы не бояться ничего: 

«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.» (Иис. 1:9)

- Твердость и мужественность по отношению к непослушным:

«всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!» (Иис. 1:18)

«ныне Господь, Бог ваш, успокоил братьев ваших, как говорил им; итак возвратитесь и пойдите в шатры ваши, в землю вашего владения, которую дал вам Моше (Моисей), раб Господень, за Иорданом; только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моше, раб Господень: любить Господа Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душею вашею.» (Иис. 22:4-5) (о колене Реувена, Гада и полуколене Менаше)

«Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге Торе Моше (закона Моисеева), не уклоняясь от него ни направо, ни налево.» (Иис. 23:6)

«Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Шломо (Соломону), говоря: вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в Торе Моше (законе Моисеевом), чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься; чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: "если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом".» (3 Цар. 2:1-4)

«Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя (лишкод) каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;» (Прит. 8:34-35)

бодрствуя (лишкод) - еще переводы: усердно работать, проявлять настойчивость и трудолюбие.
На иврите слово «шакад» (бодрствовать) созвучно со словом «шакед» (миндаль), т.к. миндальное дерево раньше других расцветает после зимы.

«И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.» (Иер. 1:11-12)

«Миндальное дерево по евр. называется бодрствующим деревом очевидно потому, что оно раньше других расцветает после зимнего сна, именно — в Палестине — в конце января и в начале февраля, когда еще в природе, можно сказать, все мертво, все застыло от зимней служи. Образ этот разъяснить не трудно. Хотя в жизни человечества, по-видимому, еще все спокойно, все замерло, - Господь бодрствует, и слово Его исполнится, придет в полное осуществление все, что Он определил народам и царствам.» (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

«Я сплю, а сердце мое бодрствует (эр); [вот], голос моего возлюбленного, который стучится: "отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои - ночною влагою".» (Песн. 5:2)

а сердце мое бодрствует (эр) -  Сердце цадика (праведника) не спит, оно бодрствует и готово встретиться с Всевышним.

В комментарии Раши говорится:
"Это Пресвятой. Так истолковано в Песикте. "Но сердце мое бодрствует" - это Пресвятой, "твердыня моего сердца и доля моя" [Псалмы 73, 2б] (Пс. 72:26 в Синодальном переводе - прим. В.Н.), бодрствует, охраняя меня и творя добро." (Раши http://machanaim.org/tanach/q0-shir/indq005.htm)

«И сказал он мне: "эта комната, которая лицом к югу, для священников, бодрствующих (шомрей) на страже храма; а комната, которая лицом к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника: это сыны Цадока (Садока), которые одни из сынов Леви(я) приближаются к Господу, чтобы служить Ему'.» (Иез. 40:45-46)

«Это посвятите священникам из сынов Цадока (Садока), которые стояли на страже Моей, которые во время отступничества сынов Израилевых не отступили от Меня, как отступили [другие] левиты. Им будет принадлежать эта часть земли из священного участка, святыня из святынь, у предела левитов.» (Иез. 48:11-12)

«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг знание (ведение), то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл Тору (закон) Бога твоего то и Я забуду детей твоих.» (Ос. 4:6)

«И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Йеhошуа (Иисусу): так говорит Господь Цеваот (Саваоф): если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. Выслушай же, Йеhошуа (Иисус), священник (иерей) великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ.» (Зах. 3:6-8)
Рав Шауль говорил: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.» (1 Кор. 16:13)

Традиция


"… р. Элиэзер говорил: раскайся за день до смерти. Ученики спросили его: разве знает человек, когда он умрет? Тем более необходимо, чтобы он раскаялся сегодня, - он ответил, - если он вдруг умрет завтра. И так он проведет всю жизнь в раскаянии. И мудрый Соломон говорил:  «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.» (Еккл. 9:8) Р. Йоханан б. Заккай сказал: это можно сравнить с царем, который пригласил своих слуг на пир, не сообщив время. Мудрые одели праздничные одежды и сели у входа во дворец. ... они сказали: "Есть ли что-то, чего нет в царском дворце?" Глупые пришли... говоря: "Может ли быть пир без подготовки?" Неожиданно царь захотел  увидеть своих слуг: мудрые вошли подготовленными, в то время как глупые вошли неподготовленными. Царь обрадовался мудрым, и рассердился на глупых. "Те, кто приготовились к пиру, - распорядился он, - пусть сядут, едят и пьют. А те, кто не подготовился к пиру, пусть стоят и смотрят." ... и те, и другие сели, первые ели, а другие голодали, первые пили, а другие жаждали, как сказано: «Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.» (Ис. 65:13-14)" (Шаббат 153а)

"We learnt elsewhere, R. Eliezer said: Repent one day before your death.9  His disciples asked him, Does then one know on what day he will die? Then all the more reason that he repent to-day, he replied, lest he die to-morrow, and thus his whole life is spent in repentance. And Solomon too said in his wisdom, Let thy garments be always white; and let not thy head lack ointment.10  R. Johanan b. Zakkai said: This may be compared to a king who summoned his servants to a banquet without appointing a time. The wise ones adorned themselves and sat at the door of the palace. ['for,'] said they. 'is anything lacking in a royal palace?'11  The fools went about their work, saying, 'can there be a banquet without preparations'?12  Suddenly the king desired [the presence of] his servants: the wise entered adorned, while the fools entered soiled. The king rejoiced at the wise but was angry with the fools. 'Those who adorned themselves for the banquet,' ordered he, 'let them sit, eat and drink. But those who did not adorn themselves for the banquet, let them stand and watch.' R. Meir's son-in-law said in R. Meir's name: Then they too would [merely] look as being in attendance.13  But both sit, the former eating and the latter hungering, the former drinking and the latter thirsting, for it is said, Therefore thus saith the Lord God, Behold, my servants shall eat, but ye shall be hungry: behold, my servants shall drink, but ye shall be thirsty: [behold, my servants shall rejoice, but ye shall be ashamed:] behold, my servants shall sing for joy of heart, but ye shall cry for sorrow of heart."14 (Shabbat 153a http://www.come-and-hear.com/shabbath/shabbath_153.html#153a_14