воскресенье, 23 декабря 2018 г.

ВОТ ИМЕНА... ТАЙНА ИЗРАИЛЯ


"Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим" (Исх. 1:1)

Вот имена... Здесь не просто идет перечисление имен! Имя - это сущность человека! Творец знает творения, их мысли, их волю! Бог каждого знает по имени! Каждый человек ценен, бриллиант в Божьих глазах! И все вместе составляют одну большую СЕМЬЮ! А семья объединяется вокруг лидера!

Каждый со (всем) домом своим -
И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века. (Ис. 59:21)

Как Отец, так и Сын знает своих по имени:
... и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. (Иоанн 10:3-4)

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. (Там же)

Бог дал пределы народов по числу сынов Израилевых:

Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; (Втор. 32:8)

Раши замечает к Исх. 1:1:
Хотя (Писание уже) перечислило их поименно при их жизни [В начале 48,8—27], вновь перечислило их после смерти, (тем самым) показывая, насколько они были дороги (Превечному), — они уподоблены звездам, которых Он выводит и возвращает (на прежнее место) по счету и по именам, как сказано: "Тот, Кто выводит их воинство по счету всех их по имени называет" [Йешаяhу 40, 26] [Танхума].

Пишет Гирш:
ОНИ ПРИШЛИ С ЯАКОВОМ, КАЖДЫЙ СО СВОИМ СЕМЕЙСТВОМ. Хотя каждый из них имел свою семью, они все же объединялись вокруг Яакова. Все вместе они составляли одно могучее древо, но каждый был отдельной ветвью, стержнем собственной семьи. Все они - дети Яакова, но у них уже есть свои дети. Этот семейный дух, который воодушевляет каждого сына на создание собственного дома как ветки дома отцовского и который дает возможность каждому отцу продолжиться в своих детях и детях детей, устанавливая тесную, неразрывную связь, соединяющую родителей с детьми, а детей с родителями, - этот дух является источником вечного процветания Израиля. В нем заключен секрет бессмертия еврейского народа.

Раби Натан из Бреслева обращает внимание на духовную силу в именах:
Тора начинает повествование об египетском изгнании и освобождении с перечисления имен сыновей Израиля, спустившихся туда, чтобы показать, что основа существования в изгнании и освобождении оттуда – всё это было возможно благодаря духовной силе, заключенной в этих именах. Ведь и Реувен, и Шимон, и Леви, и все остальные – все они – называются сыновьями Израиля.

Ведь по Промыслу Творца еще до начала изгнания спустились в Египет Яаков и его праведники сыновья. И благодаря их исключительной святости, заключающейся в том, что они раскрыли присутствие Творца в мире (и это – основа радости и жизненности) – благодаря этому была у них сила вытерпеть горечь изгнания и выстоять в нём.

Своей великой силой они смогли привлечь присутствие Творца в само изгнание, оживляя и веселя души всего Израиля. (Ликутэй алахот)

Рав Моше Шапиро пишет: Сказано мудрецами, что все колена Израиля – вслед за их родоначальниками – названы «именами избавления»: Реувен – соответственно написанному «Увидел Г-сподь наше бедствие», Шимон – как сказано «и услышал Г-сподь голос нашей мольбы»…

Спуск сыновей Яакова и их семей в Египет был изгнанием, их имена – заложенным началом избавления. (р. Моше Шапиро)