Бытие, 11:4
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
Таргум Йонатан на Бытие
И они сказали: идем, построим себе город и башню, с вершиной до небес; и сделаем себе (образ для) поклонение(я) на вершине, и дадим меч... прежде чем мы будем рассеяны по лицу земли.
Мидраш Танхума Бубер
Р. Симеон бар Йохай сказал: «Они взяли идола и положили его на вершину башни». [Они сказали:] Если Святой издаст законы против него, он будет против него... Слова «сделаем себе имя» - не что иное, как выражение идолопоклонства. Так утверждается (в Исх. 23:13): НЕ УПОМИНАЙТЕ ИМЕНИ ДРУГИХ БОГОВ. <...> Святой сказал им: вы говорите (в Быт. 11:4, продолжение): ЧТОБЫ МЫ НЕ БЫЛИ РАССЕЯНЫ. ... (в стихе 8): И рассеял их Господь... <Это рассеивание было>, чтобы выполнить то, что сказано (в Прит. 10:24):
Чего страшится нечестивый, то и постигнет его...
Чего страшится нечестивый, то и постигнет его...
Shenei Luchot HaBerit
После того как Б-г рассеял людей, которые построили башню... было создано семьдесят наций. Задачей Мессии, потомка Давида, будет починка (исправление греха), нанесенного во время строительства башни. Он победит все эти народы, и он один будет править. Мы видим намек на это, когда люди поколения башни оправдывают свои действия словами: נעשה לנו שם: «Давайте сделаем себе имя». Мы также видим, что сказано о Давиде: ויעש דוד שם, «Давид создал себе имя» (Самуил II 8,13).
13 И сделал Давид себе имя... (2 Царств 8:13)
ЕСЛИ БОГ В БЫТ. 11 СМЕШАЛ ЯЗЫКИ, ТО ПРИ СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА В ДЕЯН. 2 БОГ ДАРОВАЛ ЯЗЫКИ! СВЯТОЙ ДУХ СОШЕЛ НА УВЕРОВАВШИХ В МЕССИЮ!
ДОПОЛНЕНИЕ
1 На всей земле был один язык и одно наречие - "Каков был этот первобытный язык всего человечества, об этом мы можем судить лишь только гадательно; но несомненно, что мнение древних писателей (Оригена, блаженных Иеронима и Августина, Диодора, Евсевия и пр.) в пользу первенства одного из семитических языков имеет на своей стороне то преимущество, что в одном еврейском языке находят свое начало первобытные имена (Адам, Ева, Каин, Сиф и пр.), что из него удобно объясняются имена многих древних народов (вавилонян, халдеев, кушитов и т. п.) и что, наконец, древнейшие остатки человеческой культуры носят довольно ясные следы кушито-семитического влияния." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
"Б. Яаков в своем комментарии (написанном на немецком языке) замечает, что в этом отрывке Тора показывает нам, как с помощью технического изобретения человек преодолевает те ограничения, которые накладывает на него окружающая среда. В данном случае - в долине, где отсутствуют камни, пригодные для строительства, технический ум человека создает искусственную замену: кирпич, слепленный из мягкой глины, которая в изобилии находится в той долине, путем обжига превращается в настоящий строительный камень. Отныне даже в местах, где камня нет вовсе, человек способен воздвигать дома, крепости, строить город, окруженный стеной (см. Брейшит 11:4).
И немедленно начинается моральное падение. Обладание новыми техническими возможностями порождает в человеке гордыню, тщеславие. Первое побуждение людей - построить не дом для защиты от дождя, не город для их детей и не ограды вокруг загонов для скота. Нет! Техническое достижение из средства превращается в самоцель; человеку же начинает казаться, что он стал всемогущ." (Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleybov/s067-072.html)
4 и создадим (сделаем) себе имя (вэнаасе лану шем) - еврейский мудрец Гиллель говорил: "Тот, кто стремится создать себе имя, - теряет (и свое прежнее) имя..." (Пиркей Авот, гл.1, п. 13 Цит. по: Сидур "Теhилат Ашем", М.: Шамир, 2001, с. 212)
"Если община не призывает человека служить Б-гу, а требует служения самой общине, если она видит в себе цель, вместо того, чтобы рассматривать себя в качестве средства, — человечество не имеет будущего, и ничего хорошего его не ожидает. Случится то, что описано здесь и звучит как пророчество: люди почувствуют свою силу и придут к вере в то, что община может существовать без Б-га и Его нравственного закона." (Комментарий р. Ш.-Р. Гирша http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_3.htm)
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие - Почему Всевышнему, Всезнающему Богу, необходимо было сходить? Ашем учит нас не спешить принимать ответственные решения, вначале необходимо все проверить.
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого - "Мера за меру. Они сказали: "Давайте построим". А Он отмерил им (воздаяние) соответственно и сказал: "Давайте низойдем" [ Танхума ]." (Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_3.htm)
В этом наказании видна и любовь Божья. Всевышний предохранил человечество от возможных дальнейших планов, может, еще более пагубных, чем строительство Вавилонской башни.
"Полную новозаветную антитезу этому событию представляет чудо сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, возвратившее им некогда утраченную способность полного взаимного понимания (Деян 2:4–6)." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)