понедельник, 7 октября 2024 г.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ГААЗИНУ

СМЫСЛ И ПОНИМАНИЕ (ИЗ ПЕСНИ ГААЗИНУ)

Втор. 32:28
Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.

Потерявший рассудок - в оригинале: потерявший совет. Если сын не слушает совет отца? Он как бы теряет рассудок. А Бог - Отец наш!

И тогда нет в таком человеке смысла. Для чего он живёт? (В оригинале: понимание. Понимание приходит, когда ты СЛУШАЕШЬ СЛОВО И РАЗМЫШЛЯЕШЬ НАД НИМ!)

СМОТРИТЕ ЖЕ НЫНЕ, ЧТО Я - Я ЭТО, И НЕТ ВСЕСИЛЬНОГО, КРОМЕ МЕНЯ; Я УМЕРЩВЛЯЮ И Я ОЖИВЛЯЮ, Я ПОРАЖАЮ И Я ИСЦЕЛЯЮ, И НЕТ СПАСЕНИЯ ОТ РУКИ МОЕЙ. ВОТ, ВОЗНЕСУ Я К НЕБУ РУКУ МОЮ И СКАЖУ: ЖИВ Я ВОВЕКИ! (Там же, 39-40, Сончино)

Вот почему Давид молился о своем сыне:

"Да даст тебе Господь смысл и понимание (в Синодальном: разум), и поставит тебя над Израилем; и соблюди закон Господа Бога твоего." (1Пар. 22:12)

Мудрость против глупости

Еврейская традиция основывалась на идее несовместимости глупости и невежества с пониманием Господа.

«Как величественны дела Твои, Господи, очень глубоки помыслы Твои. Человек невежественный иш-баар не узнает и глупец ксиль не поймёт этого» (Теѓилим, 92:6-7).

В комментариях оговаривается, что иш-баар – человек, в котором животные инстинкты доминируют над духовным началом, а ксиль – это человек, которому не хватает понимания и способности различать тонкости. (“The Psalms. Commentary by Rev. Dr. A. Cohen”, p. 305, “TheSoncino Press. London 1960). (https://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer1/Utevsky1.php)