понедельник, 6 мая 2019 г.

ВЕЛИЧИЕ ВСЕВЫШНЕГО

1Пар. 29:11:
Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

Иов, 13:11:
Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?

Пс. 67:35:
Воздайте славу Богу! Величие Его – над Израилем, и могущество Его – на облаках.

Пс. 92:1:
Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.

Пс. 95:6:
Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.

Пс. 103:1:
Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

Пс. 144:3:
Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.

Ис. 35:1-2:
Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс;
великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.

Ис. 60:14-15:
14 И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.
15 Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов.

Наум, 2:2:
Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили.

Лук. 1:49:
что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

Иуд. 1:25:
Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Еф. 1:19:
и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

Из книги "Тания" р. Шнеура Залмана из Ляд

В перечислении хвалебных эпитетов Всевышнего написано: Гагадоль [Великий],
Гагибор [Сильный] и т. д. Слово Гагадоль указывает на атрибут, называемый Хесед [«доброта», «милосердие»] и бесконечное и беспредельное распространение[6]жизненной силы во всех мирах и творениях, чтобы они возникали из небытия и существовали в силу хесед хинам[доброты ничем не заслуженной][7]. И [этот атрибут Хесед] называется Гдула [«величие»], ибо он происходит от величия Всевышнего, благословенно имя Его, Его славы и сущности, ибо «велик Всевышний… и величие Его непостижимо»[8], и потому Он также сообщает жизненную силу и возникновение из небытия бесчисленным мирам и творениям, так как в природе доброго творить добро. И этот атрибут [Хесед] — хвала, относимая лишь ко Всевышнему, благословенно имя Его, ибо ни одно творение не может создавать из ничего и оживлять. Этот атрибут выше присущих творениям возможностей осознания и постижения. Никакое творение не может разумом осознать и постичь этот атрибут и его способность творить сущее из ничего и оживлять. Сотворение из ничего есть нечто превышающее разум творений, так как оно связано с атрибутом величия Всевышнего, а Всевышний и Его атрибуты представляют собой простое [абсолютное] единство, как написано в книге «3oгар»: «Он и Его атрибуты — одно»[9]. И как никакой ум не способен постичь Творца, он не может постичь и Его атрибуты. И как никакое творение не способно постичь атрибут, называемый Гдула, то есть Его способность творить из ничего и оживлять, как написано: Мир строится добротою [Хесед][10]... (Ч. 2, гл. 4)

Из книги Шем ми-Шмуэль

Известный еврейский мыслитель, автор книги Шем-ми-Шмуэль, так объясняет атрибут величия Всевышнего:

Есть два похожих понятия: «возвышенный» ( רם ) и «великий» ( גדול ). Оба выражают тот факт, что тот, о ком говорят, в каком-то смысле достигает высокого уровня. Разница же их в том, что גדול начинается с самого низа, а רם весь находится на высоте.

Это очень верная мысль – её можно проследить во многих местах в Торе. Так, например, Шем-ми-Шмуэль объясняет, почему Суббота перед Пейсахом называется שבת הגדול .

В субботу, предшествующую исходу из Египта, каждая еврейская семья привела к себе в дом козлёнка, чтобы зарезать его через несколько дней в качестве пасхальной жертвы. Евреи выполнили эту заповедь Всевышнего, не побоявшись того, что египтяне могут разозлиться, увидев, что делают со священным для них животным. И, действительно, произошло маленькое чудо – египтяне не осмелились воспрепятствовать евреям. Маленькое по сравнению со всеми чудесами, которые сделал до этого Всевышний, но великое в том смысле, что оно было инициировано снизу, поступками простых евреев. Начало ощущаться Б-жественное присутствие в реальности нашего мира, а не как раньше, когда проявления Б-жественной воли были подобны ударам молнии. (https://toldot.ru/articles/articles_2088.html)