четверг, 9 мая 2019 г.

КОЗЛЫ И ОВЦЫ

Мф. 25:31-33
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

«Все наши праотцы были пастухами овец, и Мидраш говорит о них: «Кто ощущал себя подобным овцам? Это Авраам, Ицхак и Яаков…» И подлинная природа человека – его сущность – быть как овца, следующая за пастухом, у которой нет никаких вопросов и сомнений, ибо она проникнута абсолютным доверием.» (Рав Штерн. Имрей Ицхак. Цит. по: Самуил Ципен. И будут говорить, что это я… Не верьте. Рига, 2005, с. 273) 

«Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моше (Моисея) и Аарона.» (Пс. 76:21) 

"Как стадо… Моше и Аарон" – как овец не пускают под крышу, так и народ Израиля 40 лет после Исхода из Египта ходил по пустыне. Как овцам в пустыне не делают запасов, так и народ Израиля во время пребывания в пустыне не делал запасов (в пустыне израильтяне собирали манну ровно на один день). Как овцы идут туда, куда ведет их пастух, так 40 лет народ Израиля шел за Моше и Аароном (Танхума)." (Комментарий Меира Левинова http://machanaim.org/tanach/n3-thil/indn3_077.htm

ЙЕШУА - АГНЕЦ БОЖИЙ, ПОТОМУ И ВЕРУЮЩИХ В НЕГО ОН НАЗЫВАЕТ ОВЦАМИ!

Эта притча имеет параллели с Иез. 34.

Иез. 34:20-25
Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею.
21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, –
22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою.
23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем.
24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это.
25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. 

- - -

Почему овец - по правую сторону, а козлов - по левую?

Еккл. 10:2
Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую.

Козлы в храме приносились, в основном, в жертву за грех (ещё был козел для отпущения (для Азазеля) и др.)

ХРИСТИАНСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Троицкие листки

О, ближний мой! – говорит святитель Филарет... – Где мы тогда будем? Что, если не будем призваны на правую сторону Царя и потом в Царство, уготованное от сложения мира? Что, если очутимся на левой стороне, между козлищами? Как это постыдно! И только ли постыдно? Нет, и ужасно, и гибельно»… Праведный Судия не будет различать богатого от бедного, благородного от худородного, не будет смотреть на дружбу и родство, на ходатайства и мольбы. Он разлучит праведных от грешных, как отделяют пшеницу от плевел. И радостнее всего для праведных и ужаснее всего для грешников будет последний приговор, который изречет Судия мира, – который и теперь нельзя читать или слышать без трепета и умиления. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, приидите, чада, удостоенные благословения Отца Моего Небесного, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… «Само имя сыны, – говорит святитель Филарет, – здесь умолчено; нельзя однако сомневаться, что оно подразумевается, так как вслед за этим Сын Божий называет человеков меньшими братиями Своими». (http://bible.optina.ru/new:mf:25:31#blzh_ieronim_stridonskij)

Григорий Палама

«Овцами» – Он называет праведных, как кротких и добрых и ходивших гладким и Им проложенным путем добродетелей и как уподобившихся Ему: ибо и Сам Он был наименован Агнцем Пророком и Крестителем, говорящим: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). «Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых, как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону. (http://bible.optina.ru/new:mf:25:32)

Иероним Стридонский

Овцам в качестве праведных повелевается стать с правой стороны; козлища, т. е. грешники, с левой: они по закону всегда приносятся в жертву за грех... Он не сказал: «козлицы», которые могут иметь плод и остриженными выходят из купальни с двойным плодом, и бесплодной между ними нет ни одной (Песн. 4:2); но сказал: «козлов», животное ленивое, легкомысленное, всегда пылающее плотской похотью (fervens ad coitum). (Там же)

Анонимный комментарий

Итак, люди на земле перемешаны, и не просто перемешаны, но так, что праведники живут бок о бок с порочными, так что их не различить. Между праведными и порочными нет очевидных различий. Как зимой не видно различия между живыми деревьями и засохшими, но прекрасной весной оно становится очевидным, так и каждый человек исследован будет согласно вере и делам его. Порочные не дадут ни листвы, ни плода, а праведники оденутся в листву вечной жизни и украсятся плодом славы. Так они будут разделены Небесным Пастырем, Господом. Земной пастырь разделяет животных по типу тела, Христос же делит людей по типу души. Овцы обозначают праведников в силу своей кротости, ибо они никого не обижают, и в силу терпеливости, ибо, будучи обижаемыми другими, они не сопротивляются. А грешников Он называет козлами, потому что им свойственны такие пороки, как упрямство, горделивость, воинственность. (Там же)