среда, 12 сентября 2018 г.

ПОЧЕМУ МЕЛХОЛА УНИЧИЖИЛА ДАВИДА?

Михаль (Мелхола) и Авигаил (Авигея)... И та, и другая полюбили Давида. Но любовь у них была разная. У Михаль - душевная, у Авигаил - духовная. Да, Михаль однажды помогла Давиду, предупредила его о грозящей опасности:
«И послал Шаул (Саул) слуг в дом к Давиду, чтобы стеречь его и убить его до утра. И сказала Давиду Михаль, жена его: если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит. И спустила Михаль Давида из окна, и он пошел, и убежал и спасся.» (1 Цар. 19:11-12)
 
Но позднее она показала себя немудрой женой. Когда Шаул отдает ее в жены другому человеку, ничего не говорится о ее реакции.
 
«Шаул же отдал дочь свою Михаль, жену Давидову, Палти (Фалтию), сыну Лаиша, что из Галлима.» (1 Цар. 25:44)
 
Но как это могло произойти? Как Шаул мог отдать Михаль в жены другому человеку, если она была женой Давида, и как позднее она могла к нему возвратиться, если уже вступила в другой брак? Радак так объясняет: «По моему мнению, Давид вручил Михали разводную грамоту. Ведь мы видели, что Шауль ненавидел Давида после того, как они породнились, и Давиду пришлось бежать. Убедившись в том, что Давид от него скрывается, изредка возвращаясь, Шауль заставил Давида дать разводную грамоту его дочери, чтобы ей не остаться покинутой, но формально замужней. И тогда Шауль выдал Михаль за Палти, сына Лаиша. А если скажешь, что в таком случае Давид не имел права возвратить ее к себе, потому что запрещено возвращать отосланную жену, которая вышла замуж за другого или была обручена с другим, - то мы возразим, что не по своей воле Давид дал разводную грамоту и что такой развод по принуждению не является законным... Хотя у Давида были свидетели (принуждения), и Михаль, и Палти могли не знать о том и считать развод действительным... Или, быть может, разводная грамота изначально была законной, и Давид переслал ее с посыльным, но впоследствии отменил ее, прежде чем она была доставлена по назначению, а Михаль и Палти обо всем этом не знали. Таким образом, Михаль стала женой Палти по ошибке и, значит, Давиду запрещена не была...»  (http://machanaim.org/tanach/h-shmuel/indh25.htm)
 
Когда она вновь становится женой Давида, был такой случай. 
 
«Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Михаль, дочь Шаула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.» (2 Цар. 6:16)
 
«Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Михаль, дочь Шаула, вышла к нему на встречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись (выставлял себя - перев. Д.Йосифона) сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается (выставляет себя напоказ - перев. Д.Йосифона) какой - нибудь пустой человек!» (2 Цар. 6:20)
 
Давид ответил ей:
«... пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.» (2 Цар. 6:21-22)
 
«И у Михаль, дочери Шаула, не было детей до дня смерти ее.» (2 Цар. 6:23)
 
Когда царь Давид доставлял в Иерусалим Ковчег Завета, он танцевал перед ним с радостным исступлением. Тора описывает его публичный танец исключительно экспрессивно, поскольку Давид выразил в нем свое глубочайшее почитание и любовь к Творцу.
 
Затем он отправился домой, и его жена Михаль, дочь предыдущего царя Шауля, стала упрекать мужа за несолидное поведение на глазах у подданных. Она обвинила его в том, что он вел себя легкомысленно перед служанками и всем народом, «ке-эхад а-рейким — как пустой человек». Давид резко возразил жене. Он объяснил, что по сравнению с честью Творца его честь ничего не стоит и что он готов даже на нечто большее: на глазах у тех же служанок, говорит он, «ункалти од ми-зот — я готов пойти и дальше этого», готов вести себя еще легкомысленнее. Затем мы узнаем, что в наказание за неуместную критику Михаль не имела детей до самой смерти, а более внимательный анализ текста показывает, что на самом деле она родила ребенка в последний день своей жизни и умерла от родов.
 
В чем смысл этого спора? Что именно беспокоило Михаль? И что значит ответ Давида? Какая связь их разговора с родами и почему его последствия оказались столь тяжелы? Чем Давид рассердил свою жену? Тем, что обнажил какую-то часть своего тела — ступни, лодыжки? Мы знаем, что у Торы бездонная глубина. Что скрывается здесь под оболочкой слов?
 
В этом рассказе заключена важная мысль, имеющая прямое отношение к нашей теме. Давид обнажил не лодыжки, вообще ничего в физическом смысле; он приоткрыл свою душу. Ведь танец представляет собой очень мощное средство самораскрытия. Говорят, что человека, его душевную глубину можно узнать по походке. По танцу тем более! В танце Давида проявилась такая мощь, такая сила, что Михали показалось, будто он раскрыл на улицах Иерусалима всю свою душу, вывернул ее наизнанку, «ке-эхад а-рейким» — как пустой человек, без чувства гордости и достоинства, — а это недопустимо! На самом деле, ни одному из нас не позволено раскрывать всю свою душевную глубину, до самого дна. Если все открыто, все снаружи, то где останется место для связи с Источником, с глубинным истоком духовности?
 
Трудно представить себе все напряжение этой сцены. Михаль была великой женщиной, и ей показалось, что она увидела всю душу Давида, измерила ее глубину, потому что в танце царя отразился чистый огонь его духовности. Но незабываемый ответ Давида поставил все на свои места: «Я готов пойти и дальше этого», иначе говоря: «Неужели ты думаешь, что увиденное тобою — это все, что есть у меня? Во мне осталось гораздо больше нераскрытого, чем то, что ты уже видела. Я не забыл свою обязанность беречь от посторонних глаз и пестовать недра моей души. Тебя ведь это беспокоит? Но ты ошиблась, недооценила мою глубину». Так надежно эта глубина была упрятана даже от самого близкого человека.
 
- - -
 
Авигаил вначале была женой Навала. 
 
«Имя человека того - Навал, а имя жены его - Авигаил; эта женщина [была] весьма умная и красивая лицем, а он - человек жестокий и злой нравом; он был из рода Калева (Халева).» (1 Цар. 25:3)
 
В мидраше говорится, что «Навал - это перестановка букв в имени Лаван, и оба они - мошейники.» (Лекции З.Дашевского по Книге «Шмуэль» http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_35.htm#v6)
 
Имя Авигаил означает: «отец мой ликует» (Новая Женевская Учебная Библия).
 
Грех Навала она берет на себя:
«Когда Авигаил увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред Давидом на лице свое и поклонилась до земли; и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей. Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал - имя его, и безумие его с ним. А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал. И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения, и ныне да будут, как Навал, враги твои и злоумышляющие против господина моего. Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему. Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою. Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею. И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем, то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою.» (1 Цар. 25:23-31)

29 душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего  «Согласно Таргуму Йонатана, "да будет душа моего господина увязана в узел жизни" относится к миру грядущему. И он переводит так: да будет душа моего господина хранима в хранилище вечной жизни пред Господом, Б-гом твоим, а душу твоих врагов Он метнет, как мечут камень из пращи.

И таково же мнение мудрецов. раби Элиэзер говорит: "Души праведников хранимы под престолом славы Господней, как сказано: "в узел жизни у Господа, Б-га твоего", а души преступников блуждают и мечутся по всему миру, и нет им покоя, как сказано: "ее Он метнет из горсти пращной".» (Комментарий Радака http://machanaim.org/tanach/h-shmuel/indh25.htm) 

Давид говорит ей:
«... благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя. Но, - жив Господь Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе, - если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене.» (1 Цар. 25:32-34)
 
Когда Авигаил возвратилась к Навалу, она увидела его пьяным и ничего ему не рассказала. Только утром, когда он отрезвился, она рассказала мужу все. Он становится как камень.
 «Дней через десять поразил Господь Навала, и он умер.» (1 Цар. 25:38)
 
После его смерти Авигаил становится женой Давида.

«И пришли слуги Давидовы к Авигаил на Кармил и сказали ей так: Давид послал нас к тебе, чтобы взять тебя ему в жену. Она встала и поклонилась лицем до земли и сказала: вот, раба твоя [готова] быть служанкою, чтобы омывать ноги слуг господина моего. И собралась Авигаил поспешно и села на осла, и пять служанок сопровождали ее; и пошла она за послами Давида и сделалась его женою.» (1 Цар. 25:40-42)
 
Рав Шауль говорит в 1 Послании к Коринфянам:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Мессии (Христов).» (1 Кор. 2:14-16)