понедельник, 10 сентября 2018 г.

ИМЕНА МЕССИИ В ТАЛМУДЕ И МИДРАШАХ

"Непременно соберу всего тебя, Иаков, непременно соединю остатки Израиля, совокуплю их воедино, как овец в Восоре, как стадо в овечьем загоне; зашумят они от многолюдства. Перед ними пойдет стенорушитель (порец); они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота и выйдут ими; и царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь." (Мих. 2:12,13) 
 
Немного другой перевод стиха 13 в Танахе (перевод Давида Йосифона):
"Поднялся пред ними проламывающий (стены); проломили и прошли; (проломили) ворота и прошли в них; и царь прошел пред ними, и Господь - во главе них."
 
Параллельные места в Танахе и Брит Хадаша
 
«И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его.» (Ис. 57:14-18)

«Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением (точнее: закон заповедей в учении), дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,» (Еф. 2:11-15)

Здесь "закон заповедей" - человеческие установления.

Как раввины понимали слово "стенорушитель"?
 
"Стенорушитель поднялся: Их спаситель, который разрушит ограду... чтобы выпрямить путь перед ними." (Раши  http://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/16188/showrashi/true)
 
"Метсудат Давид, популярное иудейское толкование пророческих и исторических книг XVII века, объясняет пророчество Михея следующим образом: «Перед спасением явится Илия, чтобы обратить сердца народа Израильского к их Небесному Отцу и чтобы стать предвестником спасения для них... но под “царем” подразумевается Мессия-Царь, и Господь придет еще до них всех, потому что в то время Он также пошлет Свой Святой Дух обратно на Сион»." (Ристо Сантала. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=25) 

БЕН ПЕРЕЦ - СЫН ПЕРЕЦА (ФАРЕСА)

«Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость. Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.» (Быт. 38:24-26)

она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи - она не сказала: я беременна от тебя. Еврейские комментаторы обращают на это внимание:
"Не пожелала опозорить его, сказав: "От тебя я беременна", но (сказала:) "От мужа, которому эти (принадлежат)". Она подумала: "Если признается, пусть признается сам. Если же не (признается, - лучше) быть преданной огню, чем опозорить его". Отсюда (мудрецы) делают вывод: человеку лучше быть брошенным в раскаленное горнило, чем опозорить ближнего своего при людях [Coma 10 б]." (Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda09_2.htm)

«Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду (прорвался (пошел напролом) - Раши)? И наречено ему имя: Перец (Фарес).» (Быт. 38:29)

Имя Перец (Фарес) мы встречаем в родословной Мессии Йешуа: «Йеhуда (Иуда) родил Переца (Фареса)...» (Мф. 1:3)

"«Печать Мидраша» — р.Танхума Бар Абба (R.Tanhuma Bar Abba) снова и снова говорит о Мессии в связи с Фаресом. «Он — окончательный Спаситель, Мессия-Царь». Танхума констатирует, что существуют такие грешники, которые в результате своего падения теряют очень много, и такие, которые в результате своих преступлений выигрывают. «Таким образом, Иуда выиграл, потому что от него произошел Фарес и Есром, от которого, в свою очередь, произошел Давид и Мессия-Царь — Тот, Кто спасет Израиль. Посмотрите, как велики трудности, произведенные Святым Богом до того, как Он произвел Мессию-Царя от Иуды, Мессию, о Котором написано: “Дух Господа Бога на Мне...”»

Мидраш Рабба (Брейшит 85:1) обсуждает этот стих более глубоко. Прежде всего, делается наполовину шуточное замечание, что «Иуда был озабочен своей женитьбой, в то время как Святой Бог, да будет Он благословен, создавал свет Мессии». Одна из раввинистических толковательских работ, известная под названием «Священнический дар» (The Priestly Gift), говорит об этом следующее: «Последний Спаситель — это Мессия, Сын Давидов, Который происходит от сына Иуды — Фареса», и Мидраш продолжает: «Это Мессия-Царь, как написано: “И произойдет отрасль от корня Иессеева...” и “Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона...”» (Ис.11:1 и Пс.109:2).

Раввинистические истолкования добавляют: «Это Мессия, Который явится вскоре, ибо о Нем написано: “Перед ними пойдет стенорушитель (в еврейском языке это слово porets, которое имеет тот же корень, что и слово Фарес); они сокрушат преграды...”» (Мих.2:13). РаМБаН (рабби Моше бен Нахман), живший ближе к концу XIII столетия, описывает рождение Фареса следующим образом: «Он был окружен барьером, и заключен внутри этого кольца. Вот почему сказано: “...как ты расторг себе преграду?”». Фарес был первенцем: «Первенцем, силой Всевышнего, как написано: “... Я дам ему первенца сына”. Это было написано о святом человеке, который должен прийти, — Давиде, Царе Израильском, да продлятся годы его. Имеющий мудрость да поймет»." (Ристо Сантала. Мeссия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний.  Глава 3, часть 1 http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=25)   

"Говорит Мидраш: «Прежде чем родился первый поработитель - фараон, родился последний спаситель» - Перец, от потомков которого произойдет Машиах. Рождением Переца Всевышний создал, говоря языком Мидраша, «свет Машиаха» и, тем самым, ограничил египетское изгнание и все последующие изгнания вплоть до сегодняшнего - «послал лекарство прежде болезни». «Свет Мошиаха» дает евреям силу на то, чтобы, даже находясь в голусе, «прорвать» [»лифроц» -отсюда и имя Перец] все границы и продолжить, несмотря ни на что, служение Всевышнему, приблизить приход Машиаха, про которого сказано: «Поднялся прорывающий (порец) пред ними»." (http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/voschozhdeniye/sicha/vayeshev.htm)

"[2. И это начало пути Машиаха]
История Иеhуды и Тамар, даже прочитанная просто как семейная драма, захватывает читателя динамичностью сюжета, величием и благородством поступков. Однако, мы будем впечатлены еще более, когда осознаем эту драму как первый шаг в появлении Машиаха: ведь именно от брака Иеhуды и Тамар родился Перец, а от него произошли Боаз, Давид, Соломон и далее весь род еврейских царей, вплоть до будущего царя-Мессии. История возникновения еврейского царского дома не предстает перед нами здесь простой и спокойно-добропорядочной, она постоянно балансирует на грани нравственно допустимого (правда, не переходя ее). Но именно в такой пограничной ситуации рождаются энергия и сила, способные далее дать жизненный импульс миру и повести его за собой." (рав Яаков Фильбер. Обработка Пинхаса Полонского. Два урока еврейскому царю http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/vayeshf0.htm)

ИМЕНА МАШИАХА В ТАЛМУДЕ И МИДРАШАХ

В Талмуде (трактат Сангедрин 98б) перечисляются пять имен Машиаха: Шило, Йиннон, Ханина, Менахем, "прокаженный".

“Рав сказал: мир был сотворен только ради достоинства Давида, и Шмуэль сказал: ради достоинства Моисея, и р.Йоханан сказал: ради Мессии. Как его имя? В школе р.Шелы говорили: его имя Шило, как сказано: “покуда не придет Шило (примиритель ?)” (Быт. XLIX,10).

В школе р.Янная говорили: его имя Йиннон, как сказано: “Будет имя его вовек, доколе пребывает солнце, имя его Йиннон (пребудет)” (Пс. LXXII,17). В школе р.Ханины говорили: имя его Ханина, как сказано: “ибо Я не дам вам Ханина (милости)” (Иер. XVI,13). Есть также и такие, которые говорят, что имя его Менахем сын Хизкийи, как сказано: “ибо далек от меня утешитеь, который оживит душу мою” (Плач Иер. I,16) (Сангедрин 98б)." (http://iampolsk.narod.ru/contacts.htm)

Еще одно имя Машиаха, упомянутое в этом трактате - "прокаженный": «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.» (Ис. 53:4)

Имена Машиаха в мидрашах
 
"Мидраш (Мидраш Мишле 57а) добавляет: "Мессия назван восьмью именами: йинон, цемах, пеле, йо'ец, машиах, эль, гибор и ави ад шалом". Мессия также описан в Иеремии 23:5-6, где ему дано имя "ГОСПОДЬ - оправдание наше", снова указывающее на его сверхъестественную природу. Мидраш (на Плач Иерем.1:16) принимает это во внимание и комментирует: "Каково имя Царя Мессии? Рабба Абба, сын Каханы, говорит: 'ГОСПОДЬ - имя его, ибо написано: "...вот - имя его, которым будут называть его: "ГОСПОДЬ - оправдание наше" "Талмуд (Бава Батра 75б) также отмечает, что одним из имён Мессии является "ГОСПОДЬ - оправдание наше"." (Джон Фишер. Комментарии раввинов к мессианским пророчествам http://www.orhaolam.org/new/yeshua/commentaries.htm)
 
"Согласно Мидрашу, Царь, который избавит нищего и угнетенного, — это Мессия, «ибо написано: “Произойдет отрасль от корня Иессеева... Он будет судить бедных по правде...”» (Ис.11:1,4). Весь псалом, говорит Мидраш, — это «прославление Мессии-Царя». Стих 17 на иврите звучит следующим образом: «Еще до того, как было солнце, Его имя было Yinnon», что значит: «да будет он расти» — одно из восьми ветхозаветных имен, означающих «отрасль», как в приведенном фрагменте Книги Исаии. Мидраш также считает, что это имя было дано Мессии «до сотворения мира».

РаШИ ссылается на 71-й псалом в своем истолковании Михея 5:2, где говорится о Владыке Израиля, Который родится в Вифлееме и «Которого происхождение из начала, от дней вечных». Согласно РаШИ, Он является «Мессией, Сыном Давидовым, как говорит псалом 117, он есть “камень, который отвергли строители”, и Его происхождение от древних времен, ибо “еще до того, как было солнце, Его имя было Yinnon”»." (Ристо Сантала. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=319&Itemid=25)

НЕХОРА (СВЕТ) (Дан. 2:22)  

"Имя Мессии, которое начинается с буквы "нун" - это Нехора (Свет, по-арамейски). Это имя встречается у Даниэля 2:22 («он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.» (Дан. 2:22)). Рабби Аба Серонгиа (Aba Serongia) (4-й век) понимает выражение "и свет обитает с Ним", относящееся к Царю Мессии (Брейшит Раба 1:6). Такое понимание появляется при обсуждении значения слов «да будет свет» (Быт. 1:3), которые всегда вызывают интерес у еврейских комментаторов. Рабби Аба видит здесь необычный свет, не похожий на свет солнца и луны.     
 
Чтобы лучше понять этот свет, рабби Аба вспоминает о свете, о котором говорит Исайя - «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой...» (Ис. 60:1) Этот свет, который появится для утешения Израиля в последние дни, является тем же светом, о котором говорится в Бытие, и который, по его мнению... есть Мессия.     
 
То, что Мессия - это свет, можно увидеть в этих строках псалма: «... во свете Твоем мы видим свет.» (Пс. 35:10) Этот стих понимался также как имеющий связь со светом в Быт. 1:3. "Что это за свет, который ждет общество Израиля ["мы видим свет"]? Это свет Мессии, как сказано: "И увидел Бог свет..." (Быт. 1:4) (Песикта Рабати 36)."  
Tsvi Sadan
kivun@kivun.net
www.kivun.net
(http://www.seraia.com/seraiauk/100Names/11-LightNehora.htm)