воскресенье, 23 января 2022 г.

РАБСТВО В ТОРЕ

ПОЧЕМУ РАБУ ПРОКАЛЫВАЛИ УХО?

Исх. 21:5-6

но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, –

6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

Втор. 15:16-17

Если же он скажет тебе: "не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой", потому что хорошо ему у тебя,

17 то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею.

ЕСЛИ РАБ МОГ СКАЗАТЬ: "Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ И ДОМ ТВОЙ", ЗНАЧИТ, ЕМУ БЫЛО ХОРОШО В ЕВРЕЙСКОМ ДОМЕ! А ПОЧЕМУ ЕМУ БЫЛО ХОРОШО? ПОТОМУ ЧТО ТАМ УЧИЛИ И ЖИЛИ ПО ТОРЕ!

Почему рабу прокалывали ухо? Ухо слышало на Синае, что нельзя воровать, а человек совершил кражу.

Ухо слышало на Синае, чтобы не было других богов, а человек избрал себе других богов.

Подробнее - у Раши (11-й в.).

А почему из всех частей тела именно ухо должно быть проколото? Сказал рабан Йоха-нан бен Закай: "Это ухо слышало на горе Синай "не укради", (и все же человек) пошел и совершил кражу, — оно должно быть проколото. Если же (это человек, который) продал себя (в рабство ухо слышало на горе Синай "ибо Мне сыны Исраэля рабы" [И воззвал 25, 55], (и все же человек) пошел и приобрел себе господина, — оно должно быть проколото". Раби Шимон давал этому стиху аллегорически-нравоучительное толкование: "Чем дверь и косяк отличаются от всего, что есть в доме? Сказал Святой, благословен Он: Дверь и дверной косяк были в Мицраиме свидетелями того, как Я миновал (вход: притолоку и два косяка, (освобождая сынов Исраэля из рабства), и сказал: "ибо Мне сыны Исраэля рабы" — Мои рабы, но не рабы рабов (смертных). А (ныне) этот (человек) пошел и приобрел себе господина. Пусть же (его ухо) будет проколото при них (т.е. пусть же теперь дверь и косяк будут свидетелями того, как человек сам выбирает для себя рабство)" [Кидушин 22 б].

Еврейский раб

Обращать еврея в рабство запрещено. Еврей может попасть в рабство только в одном-единственном случае: когда он украл, был пойман, и у него не оказалось денег, чтобы возместить стоимость украденного. В этом случае суд продает его в рабство, а доходы от его работы пойдут на покрытие нанесенного им убытка. Случай, когда человек из-за крайней нужды нанимается на определенный срок на ежедневную поденную работу, относится к другому классу законов и рассматривается в книге Ваикра, 25:39.

Законы рабства, описываемые Торой, принципиально отличаются от жестоких законов Греции и Рима и практики обращения с определенными группами населения, распространенной в некоторых странах до сегодняшнего дня. Будучи наказан, еврей сохранял все права, оберегающие его жизнь, здоровье и достоинство. Его запрещалось оскорблять и, тем более, бить. (Сончино)

Откр. 2:11

Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Откр. 2:17

Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.