пятница, 22 ноября 2024 г.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ХАЕЙ САРА

ТАЙНА "ШАТРА САРРЫ"

КАК ЭЛИЭЗЕР ВЫБИРАЛ ЖЕНУ ДЛЯ ИЦХАКА?

Элиэзер, раб Авраама, имел откровение искать жену для его сына по хорошим качествам: "И девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку..." (Быт. 24:14)

Ривка была милосердной, добродетельной (попробуйте напоить десять верблюдов!), скромной девушкой! Такой и должна быть хорошая жена! ХЕСЕД - это отличительная черта Авраама. И по Божьему промыслу такое же качество у жены его сына!

А духовность - это позднее, в шатре Сарры... Без хороших качеств не построишь хорошую семью!

ШАТЕР САРРЫ 

"А Ицхак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Ицхак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды." (Быт. 24:62-63)

Ицхак пришел из Беэр Лахай Рои (Колодец Живого, видящего меня), колодец, который видела в пустыни Агарь (см. Быт. 16:14). Ицхак вышел в поле помолиться, а не поразмыслить!

64 Ривка взглянула, и увидела Ицхака, и спустилась с верблюда.

Ривка не просто спустилась! В тексте сказано, что она буквально упала, соскользнула с верблюда, увидев Ицхака!

65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.

"И ввел ее Ицхак (Исаак) в шатер Сарры, матери своей, и взял Ривку (Ревекку), и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее..." (Быт. 24:67)

В древние времена у женщин был свой шатер. Тора говорит нам о шатре Сарры, шатрах Рахели и Леи. Но только ли о физическом шатре говорит Тора?

"Шатер Сарры" - это весь ее еврейский образ жизни с любовью и трепетом перед Творцом, с Шаббатними свечами, халами и облаком Шехины! 

"Шатер Сарры" - это как гиюр (Ривка стала еврейкой) и как хупа (еврейская свадьба)! 

Руф. 1:16

Но Рут (Руфь) сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом...

"Шатер Сарры" - это прообраз Мессианского Царства! Это как восстановление скинии или кущи Давида падшей!

"И ВЗЯЛ РИВКУ"

Тора говорит, что Ицхак "взял Ривку". Как это "взял"? Чем это отличается от мирских браков? Тем, что Ривка сделалась его женой! Это совокупление с целью освящения!

ЛЮБОВЬ ПОСЛЕ ШАТРА?

Обратите внимание: Тора говорит о любви Ицхака к Ривке после шатра Сарры. Вначале он ввел ее в шатер Сарры, матери своей, познакомил с еврейским образом жизни, и только потом она сделалась ему женой и Ицхак возлюбил ее!

ГИРШ: ЕВРЕЙСКИЙ БРАК - ЭТО НЕ СТРАСТНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ!

Чем дольше она была его женой, тем сильнее он ее любил. Еврейский брак основывается не на страстном влечении, а на разумном выборе. Родители и родственники взвешивают, насколько подходят друг другу жених и невеста. И поэтому любовь супругов растет по мере того, как они узнают друг друга все лучше и лучше. Большинство нееврейских браков основано на том, что они называют “любовью”. Но достаточно беглого взгляда на эти “романы”, чтобы увидеть, какая пропасть разделяет любовь до брака и то, что происходит потом. Каким глупым и пустым выглядит все после свадьбы, насколько разительно отличается от того, что представляли себе и о чем мечтали будущие муж и жена. Такая любовь воистину слепа, и каждый шаг в будущее оборачивается горьким прозрением. Но о еврейском браке сказано “и взял Ривку, и она стала ему женою, и он полюбил ее”. Здесь свадьба — не кульминация, а лишь начало истинной любви.

КТО ТАКАЯ ИСКА?

"Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски." (Быт. 11:29)

Раши (11-й век) пишет:
Иска - это Сара. (Названа также именем, означающим "смотреть, видеть"), потому что она была провидицей и потому что все засматривались на ее красоту. И еще (другое толкование: имя) Иска имеет значение "несихут" княжество, княжеская власть, подобно тому, как (имя) Сара имеет значение "серара", властвование, господство.

Того же мнения об Иске придерживаются христианские комментаторы.

Иероним (420-й век) писал:
У Арана, сына Фары, брата Авраама и Нахора, родились две дочери: Милка и Сара, по прозвищу Иска, – δυώνυμον [двойное имя]. Из них Милку взял себе в жёны Нахор, а Сару – Авраам. Ведь ещё не были запрещены законом бракосочетания между дядьями по отцу и племянницами. У первых людей браки заключались даже между братьями и сёстрами. (Еврейские вопросы на Книгу Бытия)

Августин (430-й век) писал:
и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана. Этот Аран, отец Милки, был отцом и Иски, которая считается Сарою, женою Аврама.

А КАК ЖЕ САРА - СЕСТРА АВРААМА?

Как же тогда понимать слова Авраама о том, что Сара - его сестра, дочь его отца, Тераха? ... к внукам нередко относятся как к собственным детям. Особенно - если сын, как и случилось в семье Тераха, умирает при жизни отца. Сара, внучка Тераха, после смерти своего отца - Ѓарана, стала Тераху, как дочь, и воспитывалась в его доме (где рос Авраам). Поэтому она была Аврааму как сестра (р. Элиягу Эссас).