четверг, 30 мая 2019 г.

БОРЬБА ВО ЧРЕВЕ РЕВЕККИ

Быт. 25:21-23
И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.
22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.
23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.

Почему после молитвы Ицхака у Ревекки (Ривки) рождается не только Яаков, а и Эйсав? Казалось бы ответом на молитву должен был быть именно Яаков. Но мы читаем у Исайи:

Ис. 55:8-9
Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

Рождение Эйсава необходимо было для совершенства Яакова!

Об этом совершенстве пишет апостол Иаков:

Иак. 1:1-4
Иаков, раб Бога и Господа Йешуа Мессии (Иисуса Христа), двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
зная, что испытание вашей веры производит терпение;
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

Еврейские комментарии

"Оцарот"

Несомненно, она поняла, что во чреве ее находятся близнецы — один хороший, а второй плохой. Праведник и грешник. Такое известие вызывает печаль и страх. Но так было всегда: Каин и Эвель, Шем и Хам, Ицхак и Ишмаэль и даже Лаван и Ривка. Все это пары братьев, и когда один добрый, второй оказывается злым. Что же Ривка хотела услышать через пророков и зачем пошла вопрошать Б-га?

Ответ: все было бы так, если бы речь шла о естественной беременности. Тогда один из детей мог бы быть похож на своих святых родителей, а второй — на братьев матери, как часто бывает с детьми (Бава Батра 110 а). Но ведь Ривка была бесплодной и забеременела только благодаря молитве, как написано: «И молился Ицхак Б-гу о жене, ибо бесплодна она, и ответил ему Б-г, и зачала Ривка, жена его». Молитва изменила природу, словно перевернув и поставив все с головы на ноги. Вот почему Ривка так изумилась: эта беременность — следствие молитвы, но ведь она точно знала, что не просила зачать такого сына, который бы хотел выйти к капищам идолопоклонников! Как же получилось, что просьба о святом сыне, который преумножал бы славу Небес в мире и продолжал дело своих предков Авраама и Ицхака, вызвала к жизни также и другого сына — грешника?

И ответ пришел: «И сказал Б-г: два народа во чреве твоем». Ты была права, говоря, что здесь борются две различные культуры. «И две нации изнутри тебя разделятся». Толпы будут скрываться под сенью каждой из этих культур — одни напротив других. Что же касается твоего вопроса, ты ведь молилась о праведном святом сыне, «человеке непорочном», избранном среди отцов, венце творения. И он действительно здесь. Но именно поэтому вместе с ним родится его полная противоположность — злодей Эсав. «Народ над народом возобладает». Только если Эсав встанет против него и будет подстерегать его, выискивая все его слабые места и возможность обвинить его, Яаков будет вынужден стать совершенным и оградить себя от его влияния. Лишь в этом случае сумеет Яаков достичь вершины и реализовать свои таланты и способности. Знание о том, что Эсав караулит его в поле, заставит его закрыться в шатре, спрятаться в ешиве Эвера, пока он не станет совершенным во всем и будет назван Израилем! (https://toldot.ru/jfamily/forchildren/forchildren_27543.html)

ЯАКОВ ХИТРЫЙ?

Допустим... «хитрый и трусливый» Яаков обманул «честного и простодушного» Эйсава — а также умирающего слепого отца, Ицхака. Как должен был отреагировать Ицхак, когда пришел настоящий Эйсав и обман раскрылся?

Прийти в ярость, что его так банально надули, да не кто-нибудь, а собственный сын. Вызвать Яакова и обрушить на его голову град проклятий. Ведь этого и опасался Яаков изначально, когда Ривка велела ему притвориться Эйсавом и получить благословение (Берешит 27:12): «Быть может, ощупает меня отец, и буду в его глазах как обманщик и так навлеку на себя проклятие, а не благословение». Чтобы получить благословение, Ривка нашла решение — воспользоваться козьими шкурами, но почему мать и сын не подумали, что будет потом, когда обман все-таки раскроется?

Однако, когда обман раскрывается, Ицхак реагирует совсем по-другому: кто же это был у меня раньше, кого я благословил? — Пусть и будет благословен!

Потом, когда Яаков к нему приходит, Ицхак никак не напоминает ему о том, что тот «украл» благословение, не произносит ни слова упрека, а вместо этого… благословляет еще раз (там же 28:3-4): «И Б-г Всемогущий да благословит тебя, и сделает тебя плодовитым, и умножит тебя, и будешь ты сообществом народов. И даст Он тебе благословение Авраама, тебе и твоему потомству с тобой, чтобы наследовать тебе землю твоего пребывания, которую дал Б-г Аврааму». Это не просто благословение, а утверждение, что именно Яаков является главным продолжателем пути, начатого его дедом и отцом — Авраамом и Ицхаком: им Б-г обещал отдать Святую Землю. И теперь Ицхак говорит, что это благословение унаследует Яаков.

В начале следующей главы, «Ваеце», уже Сам Б-г открывается Яакову во сне (Берешит 28:13-15) и подтверждает, что именно он, Яаков, унаследует Землю Израиля, а также обещает хранить его и в целом говорит с любовью: «И благословятся тобой все семейства земли, и потомством твоим. И вот, Я с тобой и буду везде хранить тебя, куда бы ты ни пошел, и возвращу тебя на эту землю; ибо не оставлю тебя, пока не сделаю того, что говорил о тебе». Впоследствии Б-г или Его ангел неоднократно открывается Яакову и указывает ему путь или воодушевляет.

Что дальше сообщает Тора об Эйсаве? По большому счету Эйсав выпадает из ее поля зрения, а в центре — сначала Яаков, а затем его сыновья, потомки которых становятся еврейским народом. Б-г любит этот народ, выводит его из Египта, дарует ему Тору и делает его Своим избранным.

Наконец, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, Всевышний говорит через пророка (Малахи 1:2-3): «Ведь Эйсав — брат Яакова, но Я полюбил Яакова, а Эйсава возненавидел».

Спрашивается: если у Ицхака было два сына, один — честный и простодушный Эйсав, а другой — трусливый и хитрый Яаков, обманувший брата и собственного отца, то кто из них более достоин продолжить путь Авраама и Ицхака, унаследовать Землю Израиля и стать прародителем избранного народа? Кто более достоин любви и покровительства Б-га? Эйсав, конечно!

Но и «обманутый» отец Ицхак, и Б-г, Который все видел, действуют с точностью до наоборот и продолжают любить и осыпать благословениями Яакова, а Эйсава — ненавидеть.

Почему?

Ответ возможен один: потому что на самом деле Яаков — праведник, а Эйсав — нечестивец. И, даже «обманув» Ицхака и Эйсава, Яаков сделал то, что должен был сделать. Ицхак сразу это понял, почему и подтвердил благословение Яакова.

Иначе, кстати, вообще непонятно: как можно «украсть» благословение? Ведь если на самом деле Ицхак намеревался благословить Эйсава, а не Яакова, то, когда был обнаружен обман, благословение, данное Яакову, следовало объявить недействительным! Ицхак собирался благословить одного, а под руку попал другой — уж этот другой «благословенным» точно не будет. Если и есть вопрос, то об Эйсаве: Ицхак благословлял его — так, может быть, он в любом случае «благословен», хотя и не сидел в это время перед Ицхаком? Но Ицхак настаивает: он благословил именно того, кто был перед ним, благословение действительно, а Эйсав остался ни с чем. И не помогут его слезы и мольбы, хотя до сих пор Ицхак его любил и всерьез собирался благословить.

Наконец, вернемся к самой сцене «обмана». Яаков волнуется, что Ицхак может узнать его, прикоснувшись к нему, и мать надевает на него козьи шкуры — одежду Эйсава, чтобы у Яакова были «руки Эйсава». Но когда Яаков входит к Ицхаку, у того все равно быстро рождаются подозрения: что-то рано ты пришел с охоты, да и голос у тебя — Яакова. (https://toldot.ru/urava/ask/urava_9853.html)