суббота, 23 мая 2020 г.

ШАВУОТ В ИЕРУСАЛИМЕ

Приведем цитату из книги р. Михаэля Ковсана "Иерушалаим в еврейской традиции":

"В Мишне, трактате Бикурим (3:2-9) мы находим не только подробное описание правил приношеня бикурим, но и рассказ о церемонии восхождения всего Исраеля в Иерушалаим для исполнения заповеди.

   Накануне праздника, на рассвете в главных городах маамадот (районов, на которые была разделена вся страна) собирались паломники. По дороге в Иерушалаим они ночевали на улицах и площадях городов, но не заходили в дома из-за опасения случайно оказаться в одном помещении с мертвым, т.к. в этом случае они бы становились ритуально нечистыми, и им  был бы воспрещен вход в Храм.

   Глава маамада возглашал:

   "...Вставайте и взойдем на Цион, к Господу, Б-гу нашему." (Ирмия×у 31:5)

   Со всех концов страны стекались к Городу торжественные процессии. По пути паломники распевали шир ×амаалот (песнь восхождения) - гимн, прославляющий Творца и избранный  Им Город. Стихи из этого псалма, важнейшая идея которого - единение евреев в едином Городе, не единожды встречаются в толкованиях мудрецов, посвященных Иерушалаиму.

   "Радовался я, когда сказали мне: в дом Господень пойдем. Стояли ноги наши во вратах твоих, Иерушалаим. Иерушалаим отстроенный как город соединенный - в (самое) себя, воедино, Куда восходили колена... Просите мира Иерушалаиму, спокойны будут любящие тебя..." (Те×илим 122:1-4)

   Судя по описанию в Мишне, торжественное восхождение было удивительно красочным. Впереди шествия шел бык, рога которого были украшены золотом, с венком из масличных ветвей на голове. Когда процессия приближалась к Городу, посылали вестников, а тем временем украшали бикурим. Предназначенные для жертвоприношения плоды были в корзинах: золотых и серебряных у людей богатых, ивовых - у бедных. Встречать процессию выходили знатные люди Иерушалаима. Когда процессия проходила по городским улицам, несмотря на то, что закон не предписывал это, согласно обычаю - ремесленники прерывали работу и выходили приветствовать паломников. Иерусалимцы обращались к гостям: "Братья наши, люди такого-то места, пришли с миром." (Бикурим 3:3)

   Даже в своем делении на мишнайот (отдельные разделы) Мишна очерчивает иерархическую структуру святости Города. Сперва рассказывается о вступлении процессии в Город, затем - на Храмовую гору, а затем - в Храм. (Степень святости внутри Храма возрастала по мере приближения  к Святая святых. Так, из трех судов, находившихся в Храме, - два малых Сан×едрина в составе двадцати трех судей и один Большой в составе семидесяти одного - последний располагался ближе всего к Святая святых.)  Когда приходят на Храмовую гору, корзину с бикурим можно нести только на плече: "Даже царь Агрипас возлагает корзину на плечо и входит". (3:4) У Храма паломников встречают псалмом Освящения дома:

   "Превозношу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня - и не торжествовали враги мои надо мной... Господи, в благоволении Твоем сделал Ты гору мою твердыней." (Те×илим 30:2,8)

   Так, в Шавуот исполнялась заповедь: "И будет, когда придешь в землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, То возьми из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь, Б-г твой, дает тебе, и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Господь, Б-г твой, чтобы пребывало там имя Его. (Дварим 26:1-2)" (р. Михаэль Ковсан. Иерушалаим в еврейской традиции http://mili.org.il/cms/index.php?section=articles_zoom&params[cat_id]=ARTICLECAT-20060718031732&params[parent_cat_id]=MIDRESHET&TAG=ARTICLE-20060718054011

Согласно традиции, ивовые корзины бедняков отдавались когенам (священникам), а серебряные и золотые корзины богачей возвращались им.
"Сифри" так объясняет причину этого: "Чтоб увеличить подарок когену" — поскольку бедняки приносят слишком мало бикурим, корзина отдается тоже, чтобы сделать подарок мало-мальски ценным ("Тосфот Йомтов"). 

Есть другая версия текста "Сифрей": "Чтобы увеличить награду бедняков" — поскольку свои корзины бедняки делают обычно сами, то для принесения бикурим, скорее всего, делалась новая корзина (чтобы обеспечить ритуальную чистоту); поэтому корзина отдается когену вместе с бикурим — чтобы подчеркнуть, что труд по ее изготовлению был частью исполнения этой заповеди Торы. Однако богатые люди сами не делают корзины для бикурим, но покупают их — и с этой точки зрения их корзины не имеют той ценности, что корзины бедняков, вплоть до того, что принесение бикурим в таких корзинах может рассматриваться как нерадивость, как пренебрежение заповедью Всевышнего. В свете этого становится понятно, почему мудрецы не постановили, чтобы все приносили бикурим в одинаковых корзинах — чтобы бедняки не стеснялись своей бедности: в действительности простые корзины бедняков дороже, нежели корзины богачей — ведь они произведения их рук специально во имя заповеди Всевышнего. И есть в Торе намек на это: "И возьмет ту корзину коген ИЗ РУКИ ТВОЕЙ" (Дварим 26:4) — из руки твоей, сделавшей эту корзину (Мальбим; и см. "Тосфот Йомтов")." (http://www.chassidus.ru/library/mishnah/bikurim/3.htm