суббота, 9 мая 2020 г.

ПОЧЕМУ КНИЖНИК У МАРКА БЫЛ НЕДАЛЕКО ОТ ЦАРСТВА?

КНИЖНИК, КОТОРЫЙ БЫЛ В ТРЕХ ШАГАХ ОТ ЦАРСТВА

Марк 12:28-34
Один из учителей Торы (книжников), слыша их прения и видя, что Йешуа (Иисус) хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Йешуа (Иисус) отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!

Первая заповедь начинается со слова "Шма" (которое включает три в одном: слушать, слышать и слушаться), а только потом "возлюби". Ты никогда не возлюбишь Бога по-настоящему, пока не поймёшь Шма, Исраэль!

Слово "разумение" в тексте Втор. 6:4-5 нет, но, возможно, Мессия здесь поступает, как авторы Таргумов
(переводы Торы на арамейский язык, переводы-комментарии), Он истолковывает слово "душа" и выделяет "разумение".

31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

Мессия соединяет эти две заповеди Торы (Втор. 6:4-5 и Лев. 19:18).

32 Учитель Торы сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

Истина на иврите: эмет. Это слово начинается с первой буквы еврейского алфавита "Алеф", а заканчивается последней буквой "Тав". ИСТИНА - ЭТО ВСЕ ПИСАНИЕ! К НЕМУ НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО ПРИБАВИТЬ, И НИЧЕГО ОТНЯТЬ!

33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Йешуа (Иисус), видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

Учитель Торы называл Мессию Учителем. Он признавал над собой УЧИТЕЛЯ! Но Учитель есть также и СПАСИТЕЛЬ! Потому учитель Торы был недалеко от Царства. Он учил о спасении. Но ему надо было родиться свыше, как Никодиму!

Феофилакт Болгарский писал:

Услышь и Господне слово: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Видишь, что от любви к Богу зависит исполнение заповедей Его, а все заповеди Его сходятся к одному предмету — взаимной любви. И в другом месте (Господь говорит): «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Видишь ли опять, как любовью друг к другу держится и любовь ко Христу и познаются Его истинные ученики и други! Обрати внимание и на то, как Он в ответе законнику исчислил все силы души. В душе есть сила животная; на нее указывает словами: «всей душею», ибо Христос повелевает, чтоб сила раздражения и вожделения совершенно были подчинены любви к Богу. Есть и другая сила души, называемая растительной, а иначе она называется силой питания и возрастания. И эту силу должно предать вполне Богу. Есть, наконец, в душе и сила разумная, которую Закон назвал «мыслию». Итак, все силы души должны быть устремлены к любви.

Толковая Библия Лопухина

Евангелист Марк в этом разделе несколько отличается от Матфея. Так, он говорит, что к Господу приступил один из книжников, вслушавшийся в прения, которые вели между собой враги Христа (У Матфея он назван «законником из фарисеев»). Не говорит евангелист Марк, чтобы у этого вопрошателя были искусительные намерения (как сообщает Матфей). Может быть, в самом деле книжник, хотевший было искусить Христа, скоро отказался от своего намерения, почему евангелист Марк и не счел нужным упоминать о том намерении. Далее, заповедь о любви к Богу Марк предваряет словами известной еврейской молитвы («шма»), представлявшей собой повторение слов Моисея (Втор. 6:4,5). У евангелиста Марка эти слова Моисея являются основанием требования исключительной любви к Богу: Бог есть единственный Господь или Владыка, следовательно, Ему одному должна принадлежать вся любовь израильтянина.

«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель!» (стих 32). Лучше слово «хорошо» относить к глаголу «сказал», потому что в Евангелии Марка нигде обращение «Учитель» не ставится на втором месте.

«Больше всех всесожжений» (стих 33; см. Ос. 6:6; 1Цар. 15:22). Это прибавление было весьма важно для читателей Евангелия Марка, христиан из язычников, смущавшихся тем, что у них не было такого храма и такого торжественного культа, какой до 70 года имели иудеи.

Давид Стерн в Комментарии к Еврейскому Новому Завету пишет:

Какая из всех мицвот самая важная? Хотя буквальное значение слова "мицва" - "заповедь", фактический смысл вопроса: "Каков самый важный основной принцип, на который опирается вся остальная Тора?" Раввины тоже пытались вкратце изложить суть Торы.
Например, мы находим в Талмуде:
"Раби Симлай сказал: 'Шестьсот тринадцать заповедей были даны Моисею - 365 запрещающих, что равно числу дней в году, и 248 наставляющих, что равно количеству человеческих органов. Пришёл Давид и сократил их до одиннадцати [Псалом 14]. Затем Исайя сократил их до шести [Исайя 33:15-16], Михей до трёх [Михей 6:8], и Исайя снова до двух, как сказано: "Сохраняйте суд и делайте правду" [Исайя 56:1]. Затем Амос сократил их до одной: "Ищите меня и будете живы" [Амос 5:4]. Или Аввакум: "Праведный своею верой жив будет" [Аввакум 2:4]'". (Маккот 23б-24а, сокращено)

ЖИВ БУДЕТ ИМЕННО ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ, А НЕ ПРОСТО ВЕРУЮЩИЙ, ИБО И БЕСЫ ВЕРУЮТ И ТРЕПЕЩУТ! ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ - ЭТО И ЕСТЬ ЛЮБОВЬ К БОГУ!

Ещё одна история.

"К основателю другой фарисейской школы, Шамаю, обратился однажды язычник с просьбой принять его в лоно еврейства, но с тем, чтобы тот сообщил ему все содержание еврейской религии, «пока он будет стоять на одной ноге». Шамай, отличавшийся особенным ригоризмом по отношению к религиозным обрядностям, прогнал его. Когда язычник обратился с той же просьбой к Гиллелю, тот ответил ему: «что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — вот весь закон; все остальное — только комментарии. Теперь иди и изучай все остальное." (Вавилонский Талмуд, Шабат 31а) (цит. по: http://ru.wikipedia.org/)

В ЭТОМ ТАКЖЕ ЛЮБОВЬ!