среда, 13 мая 2020 г.

КАК ЕВРЕИ В ХАРЬКОВЕ ЗАНИМАЛИСЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ?

Цдака

Известный историк Пол Джонсон в своей книге "История евреев" пишет: "Со времен Храма основой благотворительности в еврейской общине была куппа - ящик для сбора денег. Маймонид говорил: "Мы никогда не видели и не слышали о такой еврейской общине, где бы не было куппы". При каждой куппе состояли три уважаемых доверенных лица, причем так как, согласно еврейским законам, благотворительность была обязательной, они имели право конфискации у уклоняющихся. Существовали несколько разновидностей благотворительных фондов, у каждого из которых была своя администрация; они специализировались на одежде, на школах для бедных, на приданом для бедных девушек, на пасхальной еде и вине для для бедных, сирот, престарелых и больных, на похоронах бедных, узников и беженцев." (Джонсон П. История евреев. - М.:Вече, 2006, с.167-168).   

Когда Маймонид прибыл в Фустат (ок. 1150-1160 гг.), он увидел, что из 3300 евреев, проживавших там, община кормила 500 человек, а 130 семей существовали на пожертвования. В период 1140-1237 гг. в среднем приходился один нуждающийся на четверых доноров." (там же, с.168).

Давайте вспомним первоапостольскую общину:

Деян. 2:45-46
Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.

О еврейской благотворительности в Харькове в конце 19-го - нач. 20-го гг.

Отличительной чертой еврейской благотворительности в конце 19-го - нач. 20-го вв. была всесторонняя, комплексная забота о людях, включавшая в себя материальную помощь, обеды, образовательные программы, социальную помощь (больницы, санатории и т.д.) и др.  

В нач. 20-го в. в г.  Харькове евреи активно занимались благотворительностью. Существовало Общество пособия бедным евреям г. Харькова, которое имело:
- Отдел по раздаче пособий деньгами и натурой;
- Дешевую столовую и чайную;
- Мужское еврейское училище;
- Женское еврейское училище с ремесленным отделением;
- Бесплатную амбулаторную лечебницу;
- Лазарет для раненых воинов. ("Весь Харьков на 1916 г.", Х., 1916, с.177)

Как видно из "Отчета о деятельности общества пособия бедным евреям города Харькова за 1915 год" (Х., 1916), источниками поступления средств были: членские взносы, пожертвования и др.

Пособия деньгами и натурой включали в себя: пособия месячные, единовременные, на проезд, бесплатные обеды, маца, снабжение топливом (там же, с.22).

В дешевой столовой были как платные, так и бесплатные обеды. Бесплатные обеды выдавались пенсионерам, солдатам и арестованным. Так, в 1915 г. всего было выдано 193 024 обеда, из них платных - 162 533, бесплатных - 25 494 и персоналу - 4997 (там же, с.34).

Еврейская дешевая столовая возникла еще в 1880 г. с целью снабжать бедных дешевой и здоровой пищей (из-за дороговизны продуктов питания). "В голодные годы столовая снабжала дешевыми обедами значительное количество бедного люда; во время холерной эпидемии столовая снабжала даровым чаем всех лиц, которые туда обращались. В столовой постоянно пользуются обедами недостаточные студенты местных высших учебных заведений. Приезжие и местные больные евреи, у которых нет средств, но которые, по роду своей болезни, не состоят стационарами больниц, - получают в столовой даровые обеды. Во время еврейских праздников, в особенности Пасхи, когда для евреев требуется особая пища, в столовой получают обеды все солдаты-евреи местных войск. Капиталов, а равно и недвижимых имуществ, столовая не имеет, за исключением остатка около 3000 руб., который образовался от сбережений по хозяйству и из добровольных пожертвований." (А.Н. Гусев. "Историко-справочный путеводитель: Харьков, его прошлое и настоящее". Х., 1902, стр. 147-148).