среда, 6 мая 2020 г.

НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ ПЛАТУ НАЕМНИКА!

КОГДА ПЛАТА НАЕМНИКА ВОПИЕТ?

Лев. 19:13
Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.

Втор. 24:14-15
Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих;
15 в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.

Мал. 3:5
И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

Иак. 5:4
Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Тов. 4:14
Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас: и тебе воздастся, если будешь служить Богу. Будь осторожен, сын мой, во всех поступках твоих и будь благоразумен во всем поведении твоем.

Из сайта ,toldot.ru

О грабеже и удержании долга [↑]

Талмуд (Бава Меция 112) говорит: тот, кто, имея деньги, не платит работнику в день окончания работы, нарушает не одну, а сразу шесть заповедей Торы: запрет удерживать долг (Ваикра, гл. 19, ст. 13); запрет на грабеж (там же); запрет задерживать зарплату (Дварим, гл. 24, ст. 14); повеление оплатить законченную работу до утра (Ваикра, гл. 19, ст. 13), требование заплатить в тот же день (Дварим, гл. 24, ст. 15), закон, по которому работодатель обязан оплатить работу до восхода солнца (там же).

Талмуд выдвигает вопрос: какая разница между удержанием долга (зарплаты) и грабежом? И отвечает: каждый день обещать работнику — «приди завтра, и я заплачу» — это удержание долга. Если же он скажет: «деньги у меня есть, но пока я не хочу их отдавать» — это грабеж.

Абайе (великий амора четвертого поколения) дает иное определение: тот, кто скажет работнику — «я никогда тебя не нанимал», удерживает выплату; тот, кто говорит: «я тебе уже заплатил», грабит работника.

Но работодатель не нарушает ни одного из упомянутых законов Торы, если в день выплаты он направил работника в банк. Даже если банк не выдаст ему деньги (скажем, платежи клиентам приостановлены), работодатель ответственности за это не несет. Естественно, Талмуд подчеркивает, что работодатель остается должен работнику — речь идет только о том, что именно эти законы Торы он не нарушает.