ТАЙНА В РОДОСЛОВИИ
Быт. 25:19
Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака.
Если сказано, что Исаак - сын Авраама, зачем Тора добавляет "Авраам родил Исаака"? Здесь имеется ввиду не только факт рождения! Авраам "родил" в нем хорошие качества, основным из которых был хесед - милость! Авраам был человек хеседа: ему жалко Ишмаэля, он молится за Содом!
Родословие говорит не только о физическом рождении!
Быт. 5:1
Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, ПО ПОДОБИЮ БОЖИЮ создал его,
Быт. 6:9
Вот родословие (житие) Ноя: Ной был человек ПРАВЕДНЫЙ И НЕПОРОЧНЫЙ в роде своем; Ной ходил пред Богом.
Матф. 1:1
Родословие Йешуа Мессии, Сына Давидова, Сына Авраамова.
СЕМЯ МЕССИИ ШЛО ЧЕРЕЗ РОДОСЛОВИЕ ИЗРАИЛЯ!
Традиция
Авраам породил Ицхака...
"Ицхак сын Авраама, Авраам породил Ицхака". Все в этих словах первого предложения из главы "Толдот" взывает к комментарию.
Зачем этот странный повтор – раз Ицхак сын Авраама, стало быть, Авраам отец Ицхака? И комментарии – в изобилии. На поверхности: сын может и не быть продолжением отца, а быть "Абрамом, не помнящим родства", но Ицхак был не таким.
Но дело в том, что Ицхак был, на первый взгляд, сыном, чей жизненный путь, чей характер очень не похож на отцовский. Авраам был странником, Ицхак всю жизнь прожил в Кнаане. Авраам был человеком миссии, "провозглашал Имя Всевышнего" пред всеми, Ицхак "копал колодцы", не очень-то с людьми пересекаясь. На языке Каббалы – Авраам олицетворял "хесед", распространение на окружающих, а Ицхак – "гвуру", сокращение контактов с миром.
Вот из-за этой видимой непохожести Тора и говорит: "Авраам породил Ицхака". На самом деле путь Ицхака это продолжение пути Авраама. Пусть и другими методами, внешне несхожими, но Ицхак добивается исполнения миссии Авраама. И к нему пришел Авимелех, и сказал: "Мы убедились воочию, что с тобою Г-сподь!". Имя Г-спода было провозглашено.
Строгость без доброты это жестокость, доброта без строгости это распутство. Одно немыслимо без другого. Этому учит нас недельная глава: "Авраам породил Ицхака".
Борух Горин
https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/4201303