среда, 21 февраля 2024 г.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА КДОШИМ

ПОЧЕМУ ТОРА ЗАПРЕЩАЕТ ОДЕЖДУ ИЗ СМЕСИ ШЕРСТИ И ЛЬНА?

Шаатнез — одежда из смеси шерсти и льна Тора запрещает евреям носить или даже просто накидывать любую одежду, в состав которой входят одновременно шерстяные и льняные волокна, как сказано: «И одежды, сделанной из шаатнеза, не будет на тебе» (Ваикра 19:19), «Не одевай шаатнез — шерсть со льном вместе» (Дварим 22:11).

Шаатнез — это смесь шерсти и льна. Причём шерсть, о которой идет речь в связи с данным запретом, — исключительно овечья (неважно, самцов или самок), поэтому смесь льна с любым другим видом шерсти (верблюжьей, козьей, заячьей) — разрешена. Любой вид, кроме шерсти, разрешено смешивать со льном. Рамбам объясняет, что Тора запрещает носить одежду из смеси шерсти и льна, потому, что жрецы и маги идолопоклонников облачались именно в такие одеяния, когда совершали служение своим богам (Мойрэ нэвухим, 3:37). В книге Зоар написано, что запрет шаатнеза связан с первым на земле пролитием человеческой крови. Эвель принес в жертву Создателю самых лучших своих овец, а Каин попытался отделаться семенами льна. (https://rabanit-neli.com/bez-rubriki/tora-zapreshhaet-evrejam-nosit-shaatnez)

Б-г создал каждое растение и животное на земле со своими отличительными чертами и свойствами. Когда сводятся самец и самка разных пород, или скрещиваются два разных типа растений, в результате получается совершенно новый организм. Если человек осуществляет подобное скрещивание, он дерзко приписывает себе право создавать новые существа, право, которое принадлежит лишь одному Б-гу и никогда – человеку." (Нахманид)

НЕ НАДЕВАЙ ШААТНЕЗ. И, наконец, Закон обращается к твоей внешности. Пусть одежда, отражающая твою личность, напоминает тебе о необходимости сохранять разделение между животной живостью и растительной инстинктивностью, которые обе являются частями твоей натуры; что ты должен подчинять не первое – последнему, а, напротив, последнее – первому, и что и то, и другое ты должен подчинить Б-гу. Это – основное требование человеческого призвания, которое Б-г назначил тебе. И не облачай себя в "платье извращения", сделанное из двух видов материи, которые должны быть разделены: материи животного происхождения (шерсть) и материи растительного происхождения (лен)..." (Комментарий р. Ш.-Р.Гирша http://machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde06_2.htm)

Каин и Авель

Наши мудрецы говорили о том, что Каин и Авель сделали приношения Б-гу в 14-й день месяца Нисан. Адам сообщил им о том, что в этот день в будущем люди, которые затем станут еврейским народом, принесут в жертву Всевышнему ягнят, чтобы отблагодарить Его за их освобождение из египетского рабства. Затем Адам предложил сыновьям тоже сделать приношение Творцу в этот день (Пиркей де-рабби Элиэзер, гл. 21).

... теперь нам становится ясна связь Песаха и запрета на смешение льна и шерсти. Шерсть олицетворяет приносимого в жертву пасхального ягненка, а также овцу, принесенную Всевышнему в дар Авелем, как знак освобождения евреев и поражения египтян. Лен символизирует приношение Каина и его молитву о победе египтян над силой праведности, святости и веры. Всевышний запретил евреям возвращаться в Египет, чтобы гарантировать полную изоляцию от египтян. Именно этому запрету подобен запрет на смешивание льна и шерсти. (Из статьи Лейзера Гуркова, основанной на комментариях Ве Ло Од Эла раввина Элиягу Хаитамари и Пиркей де-рабби Элиэзер, гл. 21).

Можно сделать общий вывод из шаатнеза: нельзя смешивать все и вся!

2Кор. 6:14
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?

15 Какое согласие между Мессией и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.