среда, 10 марта 2021 г.

ТАЙНА ПОЛШЕКЕЛЯ (ПОЛСИКЛЯ)

ТАЙНА ПОЛОВИНЫ ШЕКЕЛЯ

В древнем Израиле при исчислении евреев существовал сбор - половина шекеля (сикля):

Исх. 30:15
богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших...

Почему этот сбор составлял половину шекеля? Потому что каждый из нас может дать только половину! А все вместе - целое!

Что интересно: богатый должен был дать не больше половины шекеля, а бедный - не меньше половины шекеля, чтобы никто не сказал:

- Я дал больше!

Все эти половинки шекеля были потрачены на сто серебряных подножий Мишкана (Исх. 36:24, 26, 30, 36). О чем это говорит? Важно нам всем участвовать в строительстве общины, правильно строить ее основание! Павел пишет:

1Кор. 3:10-15

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.


11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, –
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

Традиция

Дав вместо себя половину шекеля, еврей заявляет: когда я сам по себе, я всего лишь половина целого, моя целостность — только вместе со всем народом. Осознание такого единства помогает на Высшем Суде, ведь, даже стоя отдельно, каждый воспринимает себя неотделимым от общины.

По этой же причине серебро выкупа, выражающее это единство, пошло на изготовление подножий Мишкана, именно оно было положено в его основу и фундамент. Ведь главное условие раскрытия Творца в этом мире среди еврейского народа — наше единство. Как сказано в Торе (Дварим 33:5): «И был в Йешуруне (еврейском народе) Царь (Всевышний), когда собирались главы народа вместе с коленами Израиля».

Это помогает нам понять еще один, более глубокий аспект назначения подножий. Серебряных подножий было ровно сто (см. выше), что соответствовало ста видам благословений, ежедневно спускающимся в наш мир и поддерживающим его существование. Тора «намекает» на это в рассказе о праотце Ицхаке, который сжал (буквально) «сто врат» урожая (Берешит 26:12). Это сто небесных ворот — каналов, через которые сходят все созидательные воздействия в этот мир.

В Мишкане, являвшем собой духовную модель мироздания, воздействие Небес на землю «отражают» балки. Они как бы соединяли крышу Храма (прообраз Небес) с его основой (землей). Каждая балка заканчивалась двумя штырями, входившими в полости подножий, — отражение влияющей и воспринимающей сторон (по тому же принципу устроены и половые органы человека). Как говорят наши мудрецы, нет лучшего сосуда для сохранения блага, чем мир и единство. Поэтому подножия, принимавшие все сто видов воздействия, были изготовлены из серебра полушекелей, символизировавших целостность и единство нашего народа. Они служили надежными сосудами для восприятия Высшего блага, откуда оно распространялось на земле. (https://toldot.ru/urava/ask/urava_8046.html)

Для того чтобы уничтожить евреев, Аман дал царю Ахашверошу десять тысяч серебряных монет (Есф. 3:9). Однако его план не удался, потому что евреи еще раньше дали свои шекели, утверждает Талмуд (Мегила, 13). Дав по полшекеля в Синайской пустыне, евреи выразили свою любовь друг к другу. Эту хранимую в их душах любовь не смогут погасить никакие воды, разрушить никакие враги.
(https://toldot.ru/blogs/katzin/katzin_705.html)