понедельник, 17 мая 2021 г.

СТРАХ ПЕРЕД НАКАЗАНИЕМ И ТРЕПЕТ ПЕРЕД ВОЗНЕСЕННОСТЬЮ ТВОРЦА

КОГДА РАДОСТЬ СОЕДИНЯЕТСЯ С ТРЕПЕТОМ?

«Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.» (Пс. 2:11)

В Талмуде в трактате Шаббат сказано: «Всякий, в ком есть Тора, но нет трепета перед Небесами, похож на распорядителя, которому передали ключ от внутренних ворот, а ключей от внешних ворот не дали. Как же ему войти?»

Страх и трепет - это похожие понятия. Это страх потерять Бога, страх огорчить Бога. Это почитание Бога как сын почитает отца!

Вначале у нас возникает страх перед наказанием, а потом, по мере того, как духовно взрослеем, мы радуемся с трепетом. Это как ступени лестницы.

Традиция

...   в страхе и радуйтесь в трепете, а это значит — радуйтесь трепету как близости к Б-гу. А можно, как говорит Раши, сопоставляя второй псалом с 68-м, так: трепещите и радуйтесь одновременно.

«…чтобы не потерять путь, когда разгорится Его гнев». Каков смысл этих слов? Надо жить честно, чтобы не разгневать Б-га, потому что, когда Он рассердится, виноватый не успеет скрыться, убежать с дороги, по которой он идет. (https://toldot.ru/articles/articles_5780.html)

"Служите Господу в страхе" – как муж, любящий свою жену, боится поступить против ее воли, чтобы не потерять ее любви (Орхот Цадиким) .

"Радуйтесь трепеща" – даже в час беды, следует радоваться, потому что и беда ниспосылается для будущего блага (Яарот Дваш) .

Во всякое время, даже когда веселитесь, помните о страхе перед Богом (Ибн Эзра). Радуйтесь, что служите Богу в страхе и трепете (Ялкут Элиэзер).

РАДУЙТЕСЬ С ТРЕПЕТОМ - КОГДА МЫ СЛУЖИМ БОГУ ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА, РАДОСТЬ СОЕДИНЯЕТСЯ С ТРЕПЕТОМ!

-Традиция -

Говорит Моше-рабейну (Дварим 10, 12) : «А теперь, Израиль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего…». И сделали отсюда вывод наши мудрецы (Брахот 33 б), что «всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами». Из этого мы можем понять, что находимся в этом мире главным образом для того, чтобы достичь «страха перед Небесами» (разумеется, одним из наиважнейших «проявлений» этого страха является соблюдение заповедей, не может существовать богобоязненность только в сердце, не проявляясь в действиях) и усилить его.

<...> В книгах мыслителей раннего периода находим, что существует два вида Страха — страх перед наказанием и страх (трепет) перед Величием.

Страх перед наказанием означает: человек боится, что Всевышний накажет его за совершённые им грехи.

Страх же перед Величием это страх, который человек испытывает перед Всевышним при мысли о Его величии и бесконечности. Именно к такой богобоязненности человек должен стремиться прежде всего.

Так написано в книге Зоар (Акдама 11, 2) :«Основной страх, который который человек должен испытывать — чтобы человек боялся своего Господина (т.е., Б-га), потому что Он велик и властен, основа и корень всех миров, и все пред Ним как будто не существуют, как сказано (Даниэль 4, 32) : «А все живущие на земле считаются ничем в сравнении с Ним»». В Зоаре речь идёт о том, что человек должен бояться Всевышнего, зная, что Он — источник существования всех миров, Он создал их и поддерживает их существование каждое мгновение, и всё, что происходит в мире, — по Его воле происходит.

Научиться бояться наказания не так трудно, поскольку «каждый человек любит себя и боится за себя, и ничто не отвратит его от совершения какого-либо действия больше, чем страх, как бы не случилось с ним какого-то несчастья» (Рабби Моше-Хаим Луцатто, Мэсилат Йешарим, часть 24).

Научиться этому страху человек может, изучая Тору, те места, где говорится о том, что Всевышний не оставляет безнаказанным ни одно нарушение Закона (см. Раввину не страшно грешить?), и о том, какое наказание полагается за каждое нарушение (см. более подробно Мэсилат Йешарим, часть 4).

Трепету перед Величием можно научиться, вдумываясь в то, что «нет никого, кроме Него», что Он создал всё и всем управляет.

И ещё помогает — вглядеться в окружающее нас Творение. Так сказал Рамбам (Йесодэй Тора 2, 2 «Как достичь любви к Нему и трепета перед Ним? Когда посмотрит человек на Его удивительные великие деяния и творения и увидит за этим Его бесконечную мудрость, которую невозможно оценить, немедленно преисполнится любви, и восхвалит, и восславит, и возжелает великим желанием постичь Всевышнего, как сказал Давид: «Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого» (Тэилим 42, 3). И когда человек подумает об этих вещах, он тут же отпрянет назад, и устрашится, и узнает, что он малое, низкое, тёмное создание, стоящее со своим поверхностным и бедным пониманием перед Тем, Кто понимает всё, как сказал Давид: «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих… (думаю) : что (есть) человек, что Ты помнишь его?..» Тэилим 8; 4, 5)»

(р. Реувен Куклин https://toldot.ru/urava/ask/urava_5390.html)

- - -

В слове йиръа («страх, трепет») тот же корень, что и в слове «видеть». Главный выбор в жизни состоит в том, чтобы увидеть имеющиеся возможности, и бояться их не реализовать.

Бойтесь бессмысленности

Есть такой популярный среди подростков челлендж-квест (на русский переводят как «вызов») : «Вынеси всё, что сможешь, из супермаркета за три минуты». По условиям квеста, на покупки разрешается потратить неограниченное количество денег, вот ребята и мечутся между полками, пытаясь купить что-то действительно стоящее, чтобы не остаться через три минуты с тележками, набитыми никому не нужной ерундой — только потому, что до нее проще было дотянуться.

Это очень метафоричный квест. Ведь каждый момент жизни можно прожить в полной мере — или потратить впустую. Самый большой человеческий страх — прожить свою жизнь без смысла. Мы все хотим иметь влияние, помогать другим, менять мир. Страх быть посредственностью; страх не иметь самоуважения; страх проснуться однажды утром с мыслью: «Что я сделал со своей жизнью?» — эти страхи могут вдохновлять нас на то, чтобы выяснить, что же на самом деле важно в жизни.

Трепет перед Небесами

Одно из основных обязательств в иудаизме — ират шамаим — трепет перед Небесами. Воспитательница детского сада, в котором установлены камеры наблюдения, лишний раз не повысит голос на ребенка и будет стараться проявлять все свои педагогические способности, зная, что на нее смотрят.

Когда мы помним про постоянное присутствие Всевышнего и про то, что каждое наше действие «записывается» на Небесах, мы склонны максимально использовать данные нам возможности. К сожалению, человеческая природа такова, что мы отвлекаемся, разрешаем себе «забыть» о том, что придется отвечать за свои поступки.

Трепет перед Небесами является ключом ко всему, чего мы хотим достичь в этом мире. Так что же нас сдерживает? Как это часто оказывается — сдерживают нас мифы. (Батшева Эскин)

(https://toldot.ru/articles/articles_32896.html)

ТРЕПЕТ ПЕРЕД ВЕЛИЧИЕМ 

В эти десять дней трепета перед Йом Киппуром давайте поразмышляем о трепете перед величием Творца.

Очень важный стих о трепете перед величием Творца:

Дан. 6:26

Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего ТРЕПЕТАЛИ И БЛАГОГОВЕЛИ пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно.

Трепет перед величием Творца - это уже не страх перед наказанием! Это новая ступень познания Всевышнего, благословен Он! Бог есть ЖИВОЙ, Царство Его НЕСОКРУШИМО, владычество Его БЕСКОНЕЧНО!

Трепет перед величием Творца всегда в радости! Об этом говорит Давид в Псалме 2: о служении Богу в страхе и РАДОСТИ С ТРЕПЕТОМ!

Пс. 2:11

Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.