Пс. 1:1
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей...
Матф. 5:3
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блажен - это счастлив, счастливый человек! На иврите это звучит так: ашрей. Это слово начинается с первой буквы иврита - Алеф, которая намекает на Первого! Таким образом, счастливый человек - это тот, у кого Бог на первом месте!
Почему Давид в Псалме начинает с нечестивых, а не с грешников? Потому что все начинается с мыслей - "совет нечестивых".
А кто такие развратители? Это насмешники, они насмехаются над Богом и Его Словом. Дорогой друг! Если у тебя есть такие друзья, подумай, стоит ли дальше сидеть в собрании насмешников?
И ещё одно важное условие для счастья:
Пс.1:2
но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
Недостаточно только не ходить, не стоять и не сидеть, где не надо! Важно стремиться к Слову!
В этом стихе на иврите: Тора - Слово, Учение, закон.
ЕВРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ О НАСМЕШНИКАХ
"В еврейском: лецим — насмешники, кощунствующие, издевающиеся; они корчемствуют (портят) истину (см.: 2 Кор. 2, 17), осмеивают благочестие, веру, честность и как басни отметают, что говорится о гневе Божием и муках. Они же называются гордыми и сердитыми (см.: Притч. 21, 24; 3, 34); спорщиками, задирами (см.: Притч. 22, 10)..." (Феофан Затворник http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=feotlkpslm)
"Насмешники (лецим) - они выдают чужие секреты, чтобы посмеяться (Ибн Эзра). Бездельники, которые собираются, чтобы посплетничать (Радак). Они красиво говорят (... красивая фраза), чтобы скрыть нечистые замыслы (Мецудат Цион)." (Комментарий З. Фуксона http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_001.htm)
"Рабейну Йона в книге Шаарей Тшува (часть 3, пар. 174-177) перечисляет разновидности лейцанута, и среди них упоминает безделье--занятие пустыми разговорами или пустыми делами. Источник этого утверждения р. Йона не указывает, но возможно, что это мишна в Пиркей Авот (3:3),--''если двое людей сидели и разговаривали и не было между ними слов Торы--это собрание лецим (то есть тех, кто занимается лейцанутом)''. Это утверждение мишны кажется очень странным. Казалось бы, чего общего у безделия с насмешкой? Но
загадка решается просто. Понятие лейцанут обозначает не насмешку, как таковую, а отношение и восприятие вещей, которое ее побуждает. А еще точнее, по выражению р. Йерухама Левовича (один из виднейших мыслителей движения Мусар, преподавал в ешиве Мир в Польше, умер в 1936 году), легкомысленное и безразличное отношение (''и хашивут'' и ''и симат лев'') к тому, будь то человек или идея, что требует серьезного отношения к себе, например жизнь или происходящее в окружающем нас мире. Самый яркий, на мой взгляд,
пример лейцанута, это образ Печорина в лермонтовском ''Герое нашего времени''." (р. Арье Лейб http://toldot.ru/blogs/leib/leib_497.html)
загадка решается просто. Понятие лейцанут обозначает не насмешку, как таковую, а отношение и восприятие вещей, которое ее побуждает. А еще точнее, по выражению р. Йерухама Левовича (один из виднейших мыслителей движения Мусар, преподавал в ешиве Мир в Польше, умер в 1936 году), легкомысленное и безразличное отношение (''и хашивут'' и ''и симат лев'') к тому, будь то человек или идея, что требует серьезного отношения к себе, например жизнь или происходящее в окружающем нас мире. Самый яркий, на мой взгляд,
пример лейцанута, это образ Печорина в лермонтовском ''Герое нашего времени''." (р. Арье Лейб http://toldot.ru/blogs/leib/leib_497.html)
"... лейцанут – насмешка, шутовство. И известное нам выражение мудрецов: «одна насмешка отодвигает 100 доводов».
Суть этого высказывания: понятно, что насмешка не может отодвинуть серьезнейшие доводы в плоскости рацио. Действие насмешки происходит совсем на другом уровне – эмоциональном. Довод – вещь рациональная, а насмешка же, конечно, действует на эмоциональное восприятие." (р. Михаэль Гитик http://mmgitik.com/forum/50-336-1)
«Раввин Хисда (R. Hisda) ... говорил... четыре типа (людей) не появятся перед Шхиной (присутствием Б-га): насмешники, лгуны, лицемеры и клеветники.» (Вавилонский Талмуд, Сангедрин, 103а http://www.come-and-hear.com/sanhedrin/sanhedrin_103.html)
ЕЩЕ НАСМЕШНИКИ НАСМЕХАЮТСЯ НАД ПРАВЕДНИКАМИ:
Быт. 21:9
И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком]...
И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком]...
4Цар. 2:23
И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!
И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!
Матф. 27:29
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
Деян. 17:32
Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
- - -
Пс. 1:3
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод (у разлива вод) - Такое дерево всегда цветет, всегда приносит плоды. Таким будет и цадик (праведник) - цветущим и плодоносящим.
"Цадик похож на дерево, которое посажено в чистом месте, и крона его простирается в место нечистоты" (рав Моше Альшех)
"Слово "шатуль" можно, конечно, перевести, как дерево, которое посажено, но дело в том, что для "посадки" есть более обычное слово - "натуа" - "посаженный", а слово "шатуль", строго говоря, обозначает дерево, которое было саженцем в одном месте, а потом его оттуда забрали и пересадили в другое место."
"Если человек хочет все время сидеть на одном месте, то о нем сказано: "Плохой тот мельник должен быть, что век свой хочет дома жить". То есть, человек должен ходить и "пересаживать" себя." (Лекции З.Дашевского по Псалмам http://machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps01-3.htm#v3)
"Чтобы достичь глубоких знаний следует пересаживать себя, "сидеть у ног" многих учителей, изучая разные мнения (Раши, Авода Зара 19а)." (Комментарий З.Фуксон http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_001.htm)