9 Иавис был знаменитее своих братьев - в Таргуме поясняется: "и мудрее в законе, чем его братья".
Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью (горестью) - на иврите его имя: Йабец. Болезнь, горесть на иврите: оцев.
10 о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением - благословляя благословил меня (иврит: им барех тевархени).
распространил пределы мои - в Таргуме: "распространил мои пределы с учениками".
"У нас мало сведений о Иависе. Мы знаем только, что он был знаменитее своих братьев и что мать дала ему имя Иавис, потому что родила его с болезнью. Великая скорбь иногда заканчивается великим блаженством. Подобно тому как неистовая буря уступает место чистому солнечному свету, так и ночь, проведенная в рыданиях, предшествует утру, полному радости. Страдание - предвестник, радость - принц, появление которого предвещается. (Ч. Сперджен http://literator.org/sermon/molitva-iavisa.html)
Традиция
,... объяснение его слов в трактате Тмура (16а, версия рава Натана):
Если благословишь меня, и расширишь границы мои, и будет рука Твоя со мной, и убережешь меня от зла, чтобы я не горевал…
— Если благословишь меня — в Торе, чтобы правильно и глубоко понимать ее;
— расширишь границы мои — дашь мне подходящих учеников;
— будет рука Твоя со мной — поможешь мне помнить все, что я учил;
— убережешь меня от зла — дашь мне подходящих товарищей, чтобы я мог продвигаться в учебе вместе с ними;
— чтобы я не горевал — не позволишь дурному началу помешать моим занятиям Торой. (toldot.ru)
Мидраш Танхума
Вы обнаружите, что, хотя между Адамом и Яабецом прошло тридцать шесть поколений, слово «честь» используется только в отношении Яабеца, как говорится: «Яабец был более почетнее, чем его братья» (1 Паралипоменон 4:9). Почему его назвали почетным? Потому что он был одним из мудрецов, которые организовали публичные собрания для обсуждения Закона, как сказано:
1Пар. 2:55
и племена соферийцев (книжников), живших в Яабеце...
и племена соферийцев (книжников), живших в Яабеце...
Лопухин А.П.
Судя потому, что имя Иавис соединяется с предшествующими именами частицею «и», его обладателя можно считать за потомка Коца, а упоминаемый в (II:55) город того же имени — делом его рук. Отсюда же вытекает предположение о родстве Иависа и лиц ст. 8 с Шовалом. Имя Иавис — «сын мук», данное ребенку сообразно с восклицанием матери при его рождении, напоминает аналогичные восклицания женщин патриархального периода (Быт IV:25; XIX:37; XXIX:32, 35; XXX:20).