понедельник, 6 июля 2020 г.

"БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ..." В ЕВРЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.» (Мф. 5:4)

Параллельные места в Танахе

«И продолжала Эстер (Есфирь) говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана Агагиянина (Вугеянина) и замысел его, который он замыслил против Иудеев.» (Есф. 8:3)

«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.» (Пс. 125:5)

"У возвратившихся из плена было очень недостаточное количество семян для своих полей, почему производимые ими посевы обнимали незначительную площадь земли, с которой по обычному хозяйственному расчету мог получиться только незначительный сбор урожая, но евреи надеялись, что Господь вознаградит их труд далеко выше их ожиданий, почему "с плачем несущий семена" в землю при посеве, "возвратится с радостью" при жатве." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 

«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: "пропойте нам из песней Сионских". Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.» (Пс. 136:1-6)

"Этот псалом составлен левитами, попавшими в Вавилонский плен. Рассказывается, что когда Навухаднецар захватил Иерусалим, он повелел разыскать оркестрантов и певцов Храма, чтобы те пели перед ним, потому что храмовый хор и оркестр славились во всем мире. Но левиты отказались петь перед врагами." (Комментарий Меира Левинова http://machanaim.org/tanach/n5-thil/indn5_137.htm)

3. "Еврейский народ был одним из самых музыкальных народов древнего Востока. Евреи славились как обилием поэтических произведений, так и развитием инструментальной музыки. Но музыка и поэзия еврейского народа носила религиозный характер: она касалась воспевания Бога и Сиона и имела молитвенное содержание. Она тесно была привязана к Палестине, храму и разнообразным проявлениям водительства Богом еврейского народа. Пение этих песней имело, поэтому, священное значение и национальное. Просьба вавилонян, чтобы евреи пропели им из священных Сионских песен, была лишь простым любопытством, развлечением, и исполнение этой просьбы плененными евреями являлось в глазах последних профанацией, оскорблением святости содержания своей поэзии и своего религиозного чувства, почему она с негодованием отвергалась." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 

«Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным» (Неем. 1:4)

«Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.» (Ис. 30:19)

«Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их.» (Иер. 31:13)

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель (Рахиль) плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои.» (Иер. 31:15-17)

«Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.» (Мф. 2:17-18)

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.» (Откр. 21:4)

Традиция

"Шли дорогою рабан Гамлиель, раби Елиезер бен Азария, раби Иегошуа и раби Акива. За сто двадцать верст до Рима стал шум форума доноситься до них. Трое первых заплакали, а р. Акива засмеялся.
- Как можешь ты смеяться, Акива? — воскликнули они.
- А вы о чем плачете? — ответил вопросом р. Акива.
- Язычники эти, — ответили они, — поклоняющиеся истуканам и идолам кадящие, живут в безмятежном мире, а мы, — Святилище наше, подножие Господа нашего, в огне сожжено, — как не плакать нам?
- Потому-то я и смеюсь радостно, — сказал р. Акива, — если преступающим волю Его Господа дает счастье, то тем более он даст счастье тем, кто исполняет святую волю Его." (Мак., 24 http://www.chassidus.ru/library/agada/churban_bait_sheni.htm)