Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
Давид Стерн в Комментарии к Еврейскому Новому Завету пишет:
Не пренебрегая собраниями общины (греч. эписюнагоген можно было бы перевести фразу так: «не пренебрегая синагоге всех нас»). Гиллель говорил: «Не отдаляйся от общества». (Авот 2:4).
Рассмотрим эту мишну подробнее.
Гилель говорит: «Не отделяйся от общины и не верь в себя до дня твоей смерти, и не суди товарища, пока не окажешься на его месте, и не говори того, что невозможно понять (сразу), но можно в конце концов понять. И не говори: “Когда я освобожусь, стану учиться”, – может быть, ты не освободишься. (Пиркей авот, 2:4)
КОММЕНТАРИЙ МААРАЛЯ
Не верь в себя до дня своей смерти — поскольку человек материален, а все материальное изменчиво само по себе. Не суди товарища, пока не окажешься на его месте — поскольку изменяются побуждения, и возможно, если бы ты попал в те же обстоятельства, что и твой товарищ, и у тебя возникли бы сходные побуждения, ты не выдержал бы испытания. Изменяются и времена, и их смена тоже несет изменение миру и человеку, а потому мишна призывает не говорить ни о чем, что этого не может случиться, потому что в будущем (маловероятное) все же может случиться: движение времени способно породить все, что угодно. Более того, продолжает мишна, не говори: «Когда я освобожусь, стану учиться» – может быть, ты не освободишься, поскольку на постоянство условий никак нельзя полагаться.
И это последнее изменение более значительно, чем предыдущие. До сих пор мишна говорила о существенных, (но единовременных) изменениях, но изменения в поведении человека и в обстоятельствах его жизни, пусть и не столь драматические, происходят постоянно, так что человек не может быть уверен в их постоянстве даже на минуту. Человек может рассуждать: «Я поступлю так-то и так-то», — но в любой момент может случиться нечто, (что спутает все его расчеты). Поэтому не говори: «Когда я освобожусь, стану учиться» – может быть, ты не освободишься, ведь постоянно что-то вокруг тебя меняется, ничто не остается неизменным.
А само то, что человек подвержен всем этим изменениям, проистекает из противоположности индивидуума общине, целому. (Поэтому) все наставления Гилеля — следствие самого первого из них: не отделяйся от общины. Ведь когда человек отделяется от общины, существующей надежно и неизменно, он, как всякая отдельная вещь в мире, начинает подвергаться изменениям. И это ясно всякому, у кого есть глаза, чтобы видеть, и сердце, чтобы понимать.